"Обработка фотографий по техкачеству – рутина и необходимость" |
|
Дмитрий Песочинский, фото автора. |
Рынок фотоуслуг в России на сегодняшний день практически сформировался – выработан пакет типовых предложений, определился круг заказчиков, стабилизировались цены. Очевидно, в самой ближайшей перспективе выживут и останутся на этом рынке сильнейшие. В наше время фотографу недостаточно просто сфотографировать, клиент ждёт от него готовый, качественный продукт. И роль обработки фотографий сегодня как никогда важна.
Мы стоим перед фактом – фотографии, которые принёс домой фотограф на флешке, всего лишь полуфабрикат. Примерно как кусок мяса для повара. Мясо должно быть, безусловно, качественным, но чтобы приготовить из него вкусный шницель, придётся повозиться. Ни один уважающий себя фотограф не отдаст картинки заказчику сразу, без обработки – на это есть несколько достаточно веских причин. Давайте их рассмотрим.
Обработка фотографий – тема обширная, интересная, и раскрыть её в пределах одной небольшой статьи совершенно невозможно – об обработке нужно писать, как минимум, книгу. Под обработкой фотографий обычно понимают цветокоррекцию, художественную ретушь, применение массы эффектных фильтров. Но есть и минимум, без которого обойтись нельзя – обработка по техническому качеству. Именно о нём мы сегодня и поговорим.
Как наиболее показательный пример (а также самый частый случай в практике профессионального фотографа) возьмём репортажную фотосъёмку. По статистике, больше половины заказов у частных фотографов и фотоагентств приходится именно на репортаж. К фоторепортажу в той или иной степени можно отнести почти всю событийную съёмку – официальные мероприятия, фотосъёмку корпоративов, отчёты о праздниках. Не менее часто приходится снимать пресс-конференции и пресс-туры журналистов, конференции, семинары, конгрессы. В свадебной съёмке доля репортажа также достаточно велика. Хочешь или не хочешь, но снимать уметь надо.
И почти сразу же выясняется, что сфотографировать-то можно, вопрос лишь в том, насколько качественно. Даже самый опытный и талантливый фотограф на выезде сталкивается с рядом проблем технического плана – недостаток и непредсказуемость света, источники с разной цветовой температурой, бликующие поверхности стен. В уютной фотостудии, где каждый квадратный метр знаком и "пристрелян", а спешить некуда, можно добиться практически идеальной картинки. В новом месте съёмки для достижения аналогичного результата требуется время. А его просто нет! Вам некогда осмотреться и подумать, а автоматика современных камер, хоть и безусловно помогает в работе, думать не умеет, а позволяет получить некий усреднённый результат для среднестатистических условий съёмки. Показательный пример – экспонометрия. Будете вы снимать чёрного кота или белого пуделя, камера не знает – на выходе получатся одинаково серые звери. Причина проста – камера считает, что объект по статистике средне-серый (18%) и устанавливает экспопару именно с этим допущением. Для того, чтобы отснять наш зоопарк адекватно, фотограф вводит поправку. И затем, если экспонометр ошибся, дополнительно обрабатывает снимки в RAW-конвертере или графическом редакторе.
|
|
Пример: фотография с выставки, сделанной с технической ошибкой. Экспозицию несложно поправить после съёмки в RAW-конвертере.
С проблемами аналогичного плана сталкивается фотограф и на выезде. Предположим, предстоит фотосъёмка корпоративного праздника. За столом сидят и непринуждённо беседую две дамы в вечерних платьях. У одно платье чёрное и бархатное (практически не отражающее свет), другая нарядилась в светлое, почти белое. В случае поясного портрета именно платье занимает большую часть полезной площади кадра. По уму, фотограф должен вводить поправку на экспозицию. Но смею напомнить – мы фотографируем на корпоративе, где гуляют двести человек! Произносятся тосты, идёт своим чередом культурная программа с ведущим, актёрами и музыкальной группой, вокруг кипит насыщенная жизнь, которую фотограф должен отразить в своём репортаже. Времени думать над многочисленными параметрами у него практически нет – всё надо делать быстро, ни на секунду не забывая о художественной составляющей. Как результат, домой фотограф привезёт картинки, которые обязательно требуют обработки хотя бы по экспозиции.
Приведённый выше пример далеко не самый экзотический. На выезде любой фотограф обычно использует вспышку. Чаще всего накамерная фотовспышка "смотрит" вверх, в потолок. Таки образом удаётся добиться мягкого, рассеянного света. Но потолки, поверьте, бывают очень и очень разные. Идеальный случай – мы фотографируем в офисе, над нами невысокий и белый потолок, до которого свету лететь недолго, и весь свет отражается вниз. Снимки идеальные – объект грамотно и предсказуемо освещён. Но вот избалованный тепличными условиями фотограф делает два шага в сторону. Теперь у него над головой офисный модульный светильник. Вспышка стреляет не в матовую белую поверхность, а непонятно во что – над головой лампы-трубки, запылённый рефлектор, пластмассовый плафон. Свет возвращается к нам совсем не в том виде, на который мы рассчитывали, и TTL-система не всегда умеет свести эту разницу на нет. Смотреть все пять съёмочных часов вверх у вас просто не получится, увы.
Та же система автоматической экспонометрии, сильно облегчающая фотографу жизнь, порой может сыграть и злую шутку. Если в кадр попадёт кусочек окна, то камера снизит экспозицию сразу в несколько раз! Соответственно, все люди и предметы в помещении станут в несколько раз темнее. Эта проблема тоже легко решается введением поправки (т.н. экспокоррекции), да и можно попробовать просто иначе построить кадр и снимать с другого ракурса. Но не забываем – всё вокруг меняется стремительно, и времени у нас нет. Рукопожатие мэра с премьером длится полсекунды, а вокруг плотным кольцом стоят ваши многочисленные коллеги – фотографы и операторы. Так или иначе, ваши шедевры вам придется обрабатывать "задним числом", без вариантов.
Не менее "приятных" сюрпризов нам преподносит и баланс белого. Обычно за белый цвет камера принимает самый яркий объект в кадре. В большинстве случаев эта методика полностью оправдывает себя. Но бывают и исключения. Предположим, вы фотографируете конференцию в среднего размера зале. Освещения мало, окна занавешены, основной источник – свет вашей накамерной вспышки, отражённый от потолка. Цветовая температура вспышки известна вам и камере – всё хорошо, прекрасная маркиза, снимки получаются аналогичными по балансу белого, как близнецы. Но вдруг в кадр попадает осветитель видеоператора, а цветовая температура его лампочки на 2500*К ниже, чем вашей. Полезного нам света от неё почти нет, но камера принимает за источник света именно её (самый яркий источник в данный момент). И ваша вспышка на фотографии оказывается на 2500 градусов Кельвина "холоднее"! Результат – полностью синий снимок, который можно смело отнести к разряду технического брака. Исправить эту досаду можно только последующей обработкой.
|
|
Пример: коррекция баланса белого помогает спасти фотографии, которые без неё можно отнести к разряду технического брака.
Хороший фотограф предвидит момент, уверенно ориентируется во времени и пространстве. Но он же и активно взаимодействует с другими людьми, занятыми на мероприятии. Вы идеально построили кадр, выбрали удачный ракурс. Но вдруг вас случайно толкнул под руку ваш коллега. Переснять, вы помните, можно далеко не всё – второй раз попросить президента вручить диплом на мероприятии международного уровня не попросишь – вас просто не поймут. Отличная фотография, которой можно было бы гордиться, стала композиционным браком. Но не торопитесь её выкидывать. Чаще всего в Фотошопе за секунды можно кадрировать изображение в соответствии с вашими задумками, а также выровнять линию горизонта. Это тоже обработка, которая требует от фотографа времени, опыта и усидчивости.
Качество снимков современных зеркальных камер высоко и достаточно для решения большинства профессиональных фотографических задач. Но одновременно растут и требования заказчиков. Репортаж – задача непростая хотя бы потому, что света хватает далеко не всегда. Фотографу приходится задирать значение ISO, т.е светочувствительность до высоких значений – 800, 1600 и порой даже 3600. Снимать теперь можно при более короткой выдержке, но за всё на свете приходится платить. В данном случае цена – шумы на фотографии. Конечно, их уровень зависит от модели камеры; новинки, хиты продаж в высшем ценовом сегменте показывают лучшие результаты, чем любительская зеркалка семилетней давности. Но шумы на предельном значении ISO будут заметны в любом случае. Зернистый снимок не понравится никому, кроме концептуального "гурмана" от фотографии, ностальгирующего по плёночным временам. Вывод – шумные снимки тоже крайне желательно обрабатывать.
|
|
Шумы на ISO 800-1600 большинства камер при попиксельном увелицении смотрятся неопрятно. Штатный шумоподавитель неплохо с ними справляется.
Чем обрабатывать фотографии – дело вкуса каждого фотографа. Кто-то предпочитает простой и понятный штатный RAW-конвертер, диск с которым лежал в коробке с камерой. Кому-то больше по душе более серьёзные программы с массой гибких настроек – CaptureOne и адобовский LightRoom. Кто-то верен программе Photoshop, а на все другие просто смотреть не может. Дело вкуса, да. Но первым инструментом современного фотографа остаётся конвертер формата RAW. Именно этот формат позволяет относительно безболезненно уже "задним числом" скорректировать ряд параметров, в которых ошиблись вы или ваша камера в момент съёмки. Экспозиция в пределах 1-2 ступеней, баланс белого, контраст, детали в тенях и светах, чёткость – всё это легко правится при наличии опыта. Обработка фотографий в RAW-конвертере позволяет спасти даже самые, казалось бы, потерянные кадры и довести до приличного уровня "средненькие". Фотошоп же более приспособлен для приведения в порядок фотографий с браком композиционным. В этом, самом распространённом в мире графическом редакторе удобно выравнивать горизонт, исправлять перспективу и пропорции, а также заниматься художественной ретушью.
Кратко резюмируем сказанное:
– Делайте больше кадров. Закон больших чисел никто не отменял. При равном таланте, опыте и везении процент хороших фотографий выше у того, кто снимает больше.
– По возможности минимизируйте ошибку уже на этапе съёмки. Заниматься обработкой фотографий вам придётся в любом случае, но компенсировать небольшие огрехи легче и быстрее, чем серьёзные "косяки".
– Уделяйте большое внимание отбору фотографий. На одну плохую фотографию клиент обратит больше внимания, чем на двадцать хороших. Очевидно, ни один "бракованный" снимок не должен попасть к заказчику. Отбор картинок тоже можно отнести к обработке результатов, и это крайне важный и ответственный этап работы фотографа.
Обработка фотографий по техкачеству – это самый необходимый минимум современного фотографа, без которого показывать результат заказчику просто нельзя. О следующем, не менее важном и интересном этапе – художественной ретуши – мы побеседуем в следующий раз. Удачи вам и терпения, коллеги.
перейти к списку статей...
© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
Фотосъемка в Петербурге. +7
921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка,
фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами.
Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный
фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать.
Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей.
Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные
сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и
составление фотобанка. |
|