"Зачем нужен профессиональный фотограф".
|
|
|
- "А если не видно разницы, зачем платить больше"? ©
|
|
Я люблю готовить. Один из моих недавних шедевров – куриная грудка
в терияки с королевскими креветками и луком-пореем с устричным соусом.
Поверьте – это вкусно. Сие произведение кулинарного искусства, родившееся
на моей кухне, вполне искренне похвалил дипломированный повар с
десятилетней практикой. Внимание, вопрос! В чем отличие меня, любителя,
от профессионала?
Да, у меня получилось вкусно. Но я, посвятив массу свободного времени
изучению вопроса, до сих пор не знаю точно, что делать, если филе
попалось жесткое. Можно ли заменить отсутствующий сегодня в продаже
устричный соус Киккоман, например, соусом Абалон от Сен Сой, и стоит
ли заменить обычный столовый уксус яблочным или виноградным. То
есть – я не могу получить гарантированный результат в сложных условиях.
Профессиональный повар, к примеру, без труда определит жесткость
куриного мяса по внешнему виду. Он точно скажет, что в этой упаковке,
например, мясо молодой курочки, и его можно смело покупать, а то,
что лежит в соседней, три года кукарекало мужским голосом, и его
следует оставить менее взыскательным покупателям. Многолетняя практика
позволяет судить о возможности полноценной замены ингредиентов.
Взгляду опытного повара тут же открываются десятки тонкостей, скрытых
от любителя. Он еще в магазине заранее знает, что получится у него
на сковороде. Он прогнозирует и предвидит ход развития событий.
Примерно тем же отличается профессиональный фотограф от любителя.
Мне часто попадаются любительские снимки, которыми я готов восхищаться
часами. Любитель вкладывает в свои карточки душу, и поэтому, при
наличии художественного видения и соблюдении элементарных технических
правил получаются замечательные фотографии. Главное, чего не может
дать любитель – это гарантированный результат.
И умение красиво сфотографировать девушку Свету из соседнего отдела
вовсе не равно умению провести полноценную многочасовую фотосессию
в офисе строительной компании.
Повторимся: только профессионал может выдать гарантированно высокое
качество в сложных изменяющихся условиях съемки. Возникшие сомнения
развеять очень легко – попробуйте четыре часа подряд снимать репортаж.
Я говорю именно про съемку, а не периодическое нажимание кнопки.
Четыре часа надо "держать кадр" в динамично меняющихся
условиях. Плохое освещение, широкие спины охранников, снег и дождь
не волнуют никого, кроме самого фотографа. К примеру, вспышкой на
отражение работать нельзя, если потолки высокие и темные. А аккумуляторы
при низкой температуре разряжаются быстро и неожиданно. А неумение
сменить телеобъектив на широкоугольный за три секунды оборачиваются
потерей важных кадров. А губернатора второй раз главе района руку
пожать не попросишь. Ошибок новичка всегда подстерегает множество
и на каждом шагу, а плата за ошибку всегда одна – больше тебя этот
заказчик никогда никуда не позовёт.
Профессионал выдает качество такого уровня, что за его работу готовы
платить. Он гарантирует результат.
Чтобы добиться этого, фотограф учился и практиковался многие годы.
Он тоже рад бы снимать мыльницей, которая помещается в карман, но
в его кофре лежат килограммы весьма недешевых железок и стекляшек.
Грамм фототехники во все времена стоил примерно два доллара.
Техническая оснащенность – это совершенно необходимое,
но лишь одно из условий. Как владелец ручки "Паркер",
утверждаю – писатель я никакой. И если меня поставить за самый совершенный
токарный станок, заготовки можно выкидывать сразу. А умение водить
автомобиль не означает, что вас возьмут водителем президента страны,
и уж тем более, не сделает вас Шумахером.
Стоит ли платить фотографу, или всё-таки обойдемся
своими силами? Этот вопрос каждый заказчик должен решить сам. Но
когда у человека возникает необходимость идти к стоматологу, он
почему-то не идет к соседу, который когда-то в молодости неплохо
учился в мединституте, а выбирает серьезный медицинский центр с
опытными врачами и самым современным оборудованием. И телевизор
свой ремонтировать он приглашает профессионального телемастера,
а не энтузиаста из школьного радиокружка.
А теперь давайте посмотрим картинки:
"Если здание завалено, то в этом виноват
либо фотограф, либо землетрясение." © Артемий Лебедев, московский
дизайнер.
|
|
Жилой дом на Ярославском проспекте, фотография с сайта компании "VMB TRUST". Средняя стоимость только одной двухкомнатной квартиры в этом доме на момент съёмки – 8 млн. рублей. Вопрос знатокам: можно при таких ценах на жильё оторвать зад от Жигулей и перейти дорогу, где нет живописного столба и троллейбусных проводов? Про композицию, цветопередачу, динамический диапазон я даже не говорю, если просто держать камеру ровно для фотографа – слишком непосильная задача. |
Тот же дом, снятый мной в рамках работы над проектом "Инвестиционно-строительный комплекс СПб". Всех тонкостей фотосъёмки рассказывать нет смысла, отмечу одно – мне понадобилось всего на 20 минут больше, чем автору шедевра слева. Впрочем, его заказчик по-своему прав: если не видно разницы, зачем платить больше? Вот только генподрядчик, застройщик, а главное, потенциальный покупатель квартиры такого подхода экономных горе-рекламистов, увы, не поймёт. Не экономьте на фотографе.
|
Ещё?
Примеры архитектурной фотосъёмки зданий в Петербурге:
|
|
Фотографии сделаны мной для сайта domkontrol.ru (ежемесячный
мониторинг объектов жилищного строительства Санкт-Петербурга)
в период 2005-2006 гг.
|
Фотографии с того
же самого портала, сделаны после меня неизвестным мне фотографом.
Вам хочется жить в таком доме? |
Съемка архитектуры – дело не столь простое,
как кажется на первый взгляд. Даже не ставя перед собой задачи родить
шедевр, фотограф должен грамотно использовать условия освещения,
уважительно относиться к законам перспективы, учитывать и компенсировать
геометрические искажения, весьма продуманно выставлять экспозицию
и в большинстве случаев не лениться посидеть вечерок в Фотошопе.
Готов ли за это платить заказчик – вопрос второй. При средней стоимости
жилья в Петербурге в 100.000 рублей за кв. метр падающие пузатые
дома на сайтах строительных корпораций выглядят позорно.
|
|
Жилой дом у станции метро "Проспект Большевиков".
Фотография из отраслевого журнала "Промышленно-строительное
обозрение", №7(112), 2008 г., стр. 54.
Примерно раз в три месяца я рассылаю приглашения к сотрудничеству
всем петербургским издателям строительных журналов, справочников
и газет. Со многими налажены деловые отношения. Но в данном
случае, очевидно, редактору проще выдать цифровую мыльницу
студенту-практиканту. А дизайнер поленился убрать из кадра
провода. Из ничего ничто и получается.
Издатели, перестаньте экономить на спичках. У вас в журналах
дома падают. |
Тот же самый дом, снятый мной для компании "Петротрест"
в марте 2008 г.
За качественной картинкой всегда кроется труд профессионала.
Чтобы сделать эту фотографию, мне пришлось подняться на десятый
этаж расположенного напротив дома, установить на балконе штатив
с гидроуровнем, сделать несколько снимков с разной экспозицией,
конвертировать файлы в программе Capture One, склеить изображения
(технология расширенного динамического диапазона HDR) для
ликвидации пересветов и провалов в тенях.
Иллюстрация вошла в новый рекламный буклет
компании. Разница есть? |
В эпоху даже самой тотальной экономии можно экономить на всём, кроме
здравого смысла. Фотографии – зачастую единственное, что видит потенциальный
покупатель. Небрежно выполненная иллюстрация, как любой визуальный
образ, действует напрямую на подсознание. Если картинка плохая, слова
в отделе продаж могут не помочь. За сумму, равную стоимости одного
квадратного метра жилья, можно качественно отснять все объекты строительной
компании.
|
|
Жилой дом на ул. Крыленко, ООО "Строительное
управление". Поиск в интернете по картинкам выдаёт вот
такой шедевр фотоискусства.
|
Тот же дом, снятый мной в марте 2008 г.
по заказу генподрядчика – ООО "Строительное управление".
Найди десять отличий ;-)
|
Всё написанное ваше относится не только к фотосъёмке строительства – это лишь частный случай, иллюстрирующий общую тенденцию. Сегодня, когда любой фотограф-любитель может позволить себе современную цифровую камеру, а не слишком ограниченный в деньгах – даже профессиональную (во всяком случае, так утверждают горящие желанием продать аппарат подороже мальчики в магазине), мастерство и опыт фотографа значат не менее, чем десятилетия назад. А с учётом всё возрастающих требований к качеству фотографий, даже более. Хотите ещё примеров? Их есть у меня:
|
|
Фотографировать людей за столом – задача непростая, но в практике профессионального фотографа довольно частая. Двое голубков, спрятавшись за бликующие бутылки, тыкают друг друга вилкой на фоне пёстрых обоев. Кожа моделей синяя, с модным зелёным отливом. Вам нравится? Но именно такими картинками наводнены дневники в интернете.
|
Совершенно «проходная» карточка с рядового праздника – фотосъёмка новогоднего корпоратива. Я специально не выискивал в своём архиве шедевры, наполненные идеей – взял первую попавшуюся. Эмоции, настроение, техническое качество. Это – уровень, ниже которого, если вы фотографируете на заказ за деньги, опускаться нельзя. |
Потренировавшись "на кошках", окрылённый похвалой друзей фотограф притащил на концерт камеру, забыв очевидное – вложения в обучение ремеслу гораздо эффективнее, чем в самую современную технику:
|
|
Вот фотографу судьба преподносит на тарелочке с голубой каёмочкой всё – харизматичную, известную всём модель, эффектный антураж, настроение актёра. И что же делает фотограф? Лупит вспышкой в лоб, убивая световой рисунок и порождая блики и уродливые тени на стене. Михаил Сергеевич, тысяча чертей! Найдите и заколите этого каналью, чтобы не мучился. |
Нажатие одной-единственной кнопки, выключающей вспышку, изменяет снимок до неузнаваемости. Фотография "играет", концерт похож на концерт, артист – на артиста, а не впечатанного вспышкой в стену очкарика. |
Введите в поисковик имя и фамилию любого известного актёра, музыканта, политика. Совсем не обязательно быть фотографом – если у вас есть хоть элементарный художественный вкус, большинство фотографий заставят содрогнуться...
|
|
Найденный на просторах интернета снимок другого артиста порождает в пытливых умах зрителей вопрос: что символизирует растущий из головы столб? Не успевший покинуть границы кадра полутораногий дядька и заваленный горизонт дополняет букет достоинств. Ситуация была бы объяснимой, если бы фотографией похвастался встретивший Сергея Рогожина фанат. Отнюдь – шедевр не постеснялась разместить на своём сайте компания, занимающаяся организацией корпоративных праздников! |
Хотите снимать артиста – не стоит ловить его утром у подъезда; купите билет и приходите на концерт. Большинству наблюдателей неинтересны близлежащие хрущёвки, припаркованные автомобили и живописные лужи двора. В красиво освещённом зале вы получите фотографии певца, а не сощурившегося на солнышке парня с руками в карманах мятых джинсов. |
Зачем нужен бухгалтер и кассир, понимает любой руководитель. Зачем нужен фотограф, понимают не все. Именно поэтому мы имеем то, что имеем:
|
|
С такими зелёными лицами можно сниматься в «Аватаре» без грима; поправить баланс белого при наличии в кадре халата – проще простого. Как и удерживать камеру ровно – снимок оставляет ощущение сделанного на корабле в шторм. И это не самодеятельность – фотографией похвалился Рязанский радиозавод в разделе « фотоархив предприятия» на официальном сайте. |
У меня нет никаких оснований считать себя мастером производственного портрета, и в мою камеру тоже забыли поставить кнопку «шедевр». Но соблюдение элементарных правил композиции и технических требований позволяют получить фотографию, за которую перед заказчиком не стыдно. |
Ещё?
|
|
Даже герой Василия Ливанова ни за что не догадается, что делают люди на снимке. Выбирают председателя месткома? Учатся танцевать фрейлехс? Собираются прихлопнуть муху? Не угадали – это депутаты муниципального совета. Как вы думаете, с такой фотографией на сайте округа хоть один здравомыслящий человек решится за них вторично проголосовать? |
Думается, вменяемые депутаты выглядят хотя бы так. |
"Уровнем выше" в политике с качеством фотографий, увы, не лучше.
|
|
Фотографу удалось почти нереальное – превратить умного, волевого, харизматичного губернатора Ленинградской области в перезрелого «братка», толкующего «по понятиям». Сие творение обнаружилось не где-нибудь, а на сайте ведущего информационного агентства. По губам несложно прочитать, куда именно советовал сходить Валерий Павлович надоедливому папарацци. |
Можно предположить, что вовремя получивший аккредитацию и не проспавший пресс-конференцию фотограф застал бы Сердюкова таким. |
Профессиональный фотограф снимает не только артистов и политиков. Если и типовые, рутинные работы, которые требуют высокой квалификации, опыта, навыков, понимания законов физики и оптики. Показательный пример – предметная фотосъёмка для каталогов.
|
|
Это не любительский снимок мыльницей – картинку принёс заказчик, объяснив, что именно такой результат получился в результате трудов профессионального фотографа (!). На этапе допечатной подготовки вылезли все недостатки – издавать каталог с таким качеством фотографий нереально. |
Случай действительно сложный, но я люблю непростые задачи. В специально переоборудованном лайткубе соотношением белого полога и чёрной тканевой полоски подбиралось соотношение отражений и бликов. Для ликвидации пересветов на бликовых участках была применена технология HDRi. |
Я без труда могу подобрать ещё несколько десятков столь же убедительных примеров, но объём публикации заставляет быть лаконичнее. Успех в фотографии складывается из нескольких составляющих – правильно, под задачу выбранная фототехника, умение не только смотреть, но и видеть, квалификация и опыт фотографа. Ни одну из этих частей не получится заменить или проигнорировать – важно всё.
Итак, нужен ли фотограф? Решать только вам.
Внимание! Договариваться о
съемке желательно не позднее, чем за 2-3 рабочих дня до предполагаемой
даты фотосессии.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
2003-2017 © Дмитрий Песочинский, все права защищены
Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги
фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив.
Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная,
репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист.
Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка
для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для
корпоративных досок почёта. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка. |
|