Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

Архитектурная фотосъёмка – задача для профессионального фотографа довольно частая. Представляет собой отдельный, довольно специфический жанр фотографии, задача которого – привлекательным для наблюдателя образом отразить красоту зданий, сооружений и строительных конструкций. Основные заказчики архитектурной съёмки – строительные предприятия, агентства недвижимости, рекламные компании.

В архитектурной фотосъёмке можно проследить две основные концепции, иногда взаимодополняющих друг друга. В первом случае, целью съёмки является документальное отражение действительности при максимальной реалистичности – точное сохранение пропорций, привязка к местности, соседним зданиям. Такая съёмка архитектуры востребована строителями при составления паспорта объекта, подготовке отчётных документов и тендерных заявок в разрешительные и контролирующие органы, властные структуры, для 3D-отрисовки и последующего моделирования. Освещение в этом случае не так важно, как грамотный выбор фотографом точки съёмки и ракурса.

Второй, более частый случай заказа архитектурной фотосъёмки называется "сделайте мне красиво". Когда задачей фотосессии является получение макимально "рекламистых" снимков, важно всё – точка съёмки, ракурс, отсутствие отвлекающих внимание наблюдателя деталей, интенсивности и характера освещения фасада зданий, цветовая температура, умеренные перспективные искажения, умение фотографа оптимально вписать сооружение в границы кадра. Решение таких задач очень редко подвласно фотографу-любителю. Художественная выразительность снимков, правильная передача пропорций и цвета, уважительное отношение к законам перспективы – нелёгкая, но интересная задача для профессионала.

Фотосъёмка домов

На фото: жилой дом на Ярославском проспекте, фотосъёмка по заказу компании "Строительное управление" для иллюстрации отраслевого справочника "Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга". Особенность этой съёмки – необходимо было показать удачное расположение здания в непосредственной близости от парковой зоны, отсутствие соседних строений и оживлённых транспортных магистралей.

Отдельно хочется сказать о погоде, которая петербургских фотографов балует реже, чем хотелось бы. Конечно, нормальный специалист снимет здание почти в любую погоду на приличном техническом уровне, но для нарядных, эффектных, "продающих" картинок крайне желательно дождаться на небе солнышка:

На фото: пример архитектурной съёмки жилых домов на Яхтенной ул. для компании ЛСР -Недвижимость Северо-Запад.

Поиск удачного ракурса в архитектурной фотосъёмке не менее важен, чем сама съёмка. Верный выбор точки съёмки определяет успех или неудачу фотографа. Не менее важно желание экспериментировать, готовность потратить несколько часов на то, чтобы поймать нужное освещение и рисунок облаков:

На фото: жилой дом на ул. Крыленко, съёмка по заказу компании-застройщика. В данном случае я решил не ограничиваться видом на строение с уровня земли, а подняться на крышу противоположного дома. Время съёмки (около 17 часов) было рассчитано заранее – освещение подчёркивает красоту здания.


Архитектурная съёмка при разработке рекламной кампании играет порой решающую роль. В сфере строительства и недвижимости, где конкуренция необычайно высока, недостаточно ограничиться одним-двумя дежурными видами – заказчик и конечный потребитель хочет видеть не только фасад, но и виды двора, элементов отделки, благоустройства прилегающей территории. Важно акцентировать внимание на транспортной доступности, озеленении внутридворовой территории, наличии подъездов и автомобильных стоянок. Разумеется, фасад и двор не бывают удачно освещены одновременно – фотограф должен правильно рассчитать рабочее время, чтобы сфотографировать здание с каждой стороны в наиболее "выигрышное" время.

В качестве примера привожу архитектурную съёмку «Дома на Типанова» по заказу компании «Строительный трест № 20».

Основная сложность этой съёмки заключалась в расположении здания – длинный, состоящий из нескольких однотипных корпусов дом построен вдоль чётной, южной стороны улицы Типанова. Соответственно, наиболее выгодная с точки зрения восприятия сторона – сам фасад, бывает освещён солнцем либо в ранние часы, либо минут за тридцать до заката. Однако, теория всегда проще практики – едва осветив фасад, солнце прячется за высотные корпуса жилого комплекса на пр. Космонавтов, оставляя фотографов "с носом", а строителей – без фотографий.

Решение очевидно – изучаем точное расположение здания по сторонам света, на астрономическом сайте анализируем таблицу угла места светила для широты 60* на 14 сентября с учётом расстояния до мешающих построек и их высоты. Расчёты показали, что в нашем распоряжении порядка 25 минут – с 19-02 до 19-29 МСК. Ошибка на практике составила буквально несколько минут – в 19-05 тёплые лучи закатного солнца величественно осветили фасад дома. Менее получаса потребовалось на весь комплекс работ, включая серии кадров с использованием панорамной головки для последующего создания линейной и цилиндрической панорамы. Когда мы спустились на землю, весь фасад дома был уже в тени – солнце благополучно скрылось за высокими крышами зданий конкурентов.

Не менее выигрышный вид здание имеет и со стороны двора. В архитектурной фотосъёмке освещение имеет первостепенную роль – солнце здесь бывает в первой половине дня, раньше или позже полудня освещена лишь часть – фотографии будут неряшливыми. Кроме того, важно эффектно подать пространство – эта картинка была создана и использованием методик панорамной съёмки, а окончательно "собрана" на компьютере из шести отдельных кадров:

Архитектурная съёмка

Архитектурная съёмка предполагает не только виды фасадов и зданий целиком – фотографу предельно важно увидеть и запечатлеть отдельные элементы, которые пригодятся при вёрстке каталогов буклетов, оформления сайта и выставочных стендов:

Если время позволяет, архитектуру есть смысл снимать в разные часы – ночные снимки тоже бывают интересными. Даже в случае с новым домом, когда окна ещё не светятся, привлекательно могут выглядеть фонари, фары проезжающих машин, ночное или вечернее небо. Да и просто сравнить бывает любопытно:

Общий вид рекламируемого здания с крыши противоположного дома:


Один из камней преткновения начинающих фотографов при фотосъёмке архитектуры – неизбежные перспективные искажения.

Многие из вас замечали, что дома на фотографиях "падают", а завалу вертикальных в реальности стен может позавидовать Пизанская башня. Суть проблемы я кратно обозначил на странице сайта "фотофиксация этапов строительства". Если излагать предельно упрощённо, то для минимизации эффекта завала необходимо, чтобы плоскость плёнки или матрицы цифровой камеры в момент съёмки должна быть перпендикулярна горизонту. Такое на практике получается далеко не всегда (большая часть полезной площади кадра пропадает впустую, высокие строения просто не помещаются в границы кадра) и фотографу при архитектурной съёмке приходится искать обходные пути. Пути эти непросты – фотограф либо применяет специальные (и довольно недешёвые) тилт-шифт объективы (от английского shift – сдвиг, смещение) см. tilt-shift, либо занимается последующей компьютерной обработкой фотографий, исправляя перспективу в графическом редакторе.

На фото: жилые здания в Петербурге, съёмка по заказу строительных компаний. При фотосъёмке строительства показ уже возведённого дома – венец всему делу, звёздный час маркетологов и руководства, ответственный этап для фотографа. Во всех трёх случаях производилась коррекция перспективы.

Этой же фотографии вообще не может быть – мы наблюдаем изображение с обзором почти 180 градусов, весь дом с разумного расстояния (отойти дальше просто нет возможности) сфотографировать никак нельзя. Но для того и существуют профессиональные фотографы, чтобы решать задачи, неподвластные любителю – более десятка отдельно снятых кадров были использованы для создания панорамы с последующей коррекцией перспективы. Из-за высокого перепада яркостей небы, освещённого белого фасада и теневых участков применялась технология расширения динамического диапазона HDRi. Результат:

На фото: жилой дом в г. Пушкин, архитектурная фотосъёмка по заказу компании "Стройимпульс", Санкт-Петербург, 2010 г.


Фотосъёмка архитектуры зимой – отдельная интересная тема. Задача это непростая, особенно с учётом географического расположения и климата Санкт-Петербурга. Солнца в декабре на 60-й параллели можно не дождаться вообще, а редкие ясные деньки, как правило, "радуют" фотографов двадцатиградусными морозами. И если фотографа можно уговорить побегать в валенках часик вокруг дома и в минус 30, то с цифровой техникой договориться намного сложнее – официально ни одна профессиональная, а тем более, любительская камера на эксплуатацию при таком морозе не предназначена, и аккумуляторы прекращают работать почти сразу.

Решение, как и во многих других случаях, кроется в мастерстве фотографа и умении заказчика чётко ставить задачу. Техзадание на архитектурную съёмку составляется (письменно или устно) заранее, чтобы не тратить драгоценные минуты. Максимально быстро фотограф снимает объект с предварительно обозначенных точек, а уже потом, в тёплой студии правит вертикали и склеивает панорамы.

Эти фотографии элитного жилого комплекса было невозможно получить традиционными методами и средствами фотографии – даже при использовании наиболее широкоугольного объектива фасады просто не помещаются в границы кадра. Архитектурная съёмка – как раз тот случай, когда применение панорамных методик уместно и оправданно.

Безусловно, летний вид с этой точки представляется крайне выигрышным – зелёная трава, отражение зданий в невской воде и прочие сезонные прелести. Но заказчик, как нередко бывает, ждать полгода не собирается – архитектурную выставку переносить никто не будет. Но в данном случае с погодой повезло – скованная льдом река и чистый снег на переднем плане также смотрятся выигрышно. Архитектурная фотосъёмка – это не набор готовых решений, она требует от фотографа умения и желания экспериментировать, добиваясь результата даже в непростых погодных условиях:

Тем более, что в арсенале фотографа, снимающего архитектуру, всегда есть набор неких беспроигрышных профессиональных приёмов. Например, по этим фотографиям вряд ли кто-то вообще определит, в какое время года они созданы:

Фотосъёмка зданий

Конечно, поговорка о том, что "снимает не камера, а фотограф", по-прежнему актуальна. Наличие профессиональных кухонных ножей не откроет мне дополнительных кулинарных секретов, а дорогой "Паркер" с золотым пером ничуть не поможет стать писателем. Но в кофре хорошего архитектурного фотографа должно быть немало мелочей, помогающих в работе. Использование поляризационного фильтра позволило подчеркнуть цвет неба – оно выглядит совсем не по-питерски, а фотография заиграла новыми цветами, стала эффектной и рекламистой – "вкусной":

Фотосъёмка архитектуры

На фото: элитный жилой комплекс на Песочной набережной, фотосъёмка по заказу архитектурного бюро "Студия 17", 15 февраля 2011 г.


Архитектурная фотосъёмка бизнес-центра компании "Комплит" на Яхтенной улице. Возведённое в новом, динамично развивающемся районе Санкт-Петербурга здание отличает современный внешний облик, эффектные решения фасада и продуманная планировка внутреннего пространства. Но такие здания и непросты с точки зрения архитектурного фотографа. При планировании даты и времени фотосессии предельно важно учитывать погоду (в пасмурный день с белёсым небом получится совсем другая картинка), а также бережно относиться к цветопередаче, динамическому диапазону, геометрии и перспективе. Техническая оснащённость важна, но даже использование tilt-shift оптики не исключает обязательной обработки фотографий в графическом редакторе:

Архитектурная съёмка бизнес-центра – нового офиса "Complete", июль 2012 г. Кроме архитектурной съёмки, также в этот день была проведена интерьерная съёмка помещений нового здания. Фотографии будут использованы для иллюстрации рекламных материалов, буклетов, сайта компании:

И таки да, в работе архитектурного фотографа есть место фортуне. Погода в Петербурге – дама капризная и непредсказуемая, солнце с дождём могут сменять друг друга несколько раз за день. Фактурный рисунок облаков, отражённый в стеклянном фасаде, делает картинку намного эффектнее, чем просто синее небо:

Архитектурная съёмка бизнес-центра

Отдельно следует отметить архитектурную фотосъёмку жилых комплексов, состоящих из двух и более зданий. Несколько строений образуют архитектурный ансамбль, они составляют единое целое, гармонично дополняя друг друга. Простой, но показательный пример – архитектурная фотосъёмка жилого комплекса "Два капитана" на пр. Кузнецова для строительной компании "Норманн".

Единственный способ без заметных геометрических искажений показать два высоких здания – выбрать точку съёмку на высоте 15-го этажа дома, расположенного напротив. На фотографии видны здания, гармонично "вписанные" в окружающую среду. Благодаря этому зритель получает представление об окружении (вокруг не трущобы и помойка, а такие же современные строения), убедиться в наличии в непосредственной близости детского сада и школы, игровой площадки, автостоянки и удобных проездов по дворовой территории. Заодно были получены и менее наглядные, но эффектные изображения домов ЖК с других ракурсов. В архитектурный фотоссесии применён весь арсенал оптики – от телеобъектива 300 мм до fish-eye с фокусным расстоянием всего 10 мм.


Конечно же, снимать необычные здания всегда гораздо интереснее, чем стандартные хрущёвки. В данном случае основная задача фотографа в точности, как у врача – не навредить. Особенно тогда, когда в прицеле объектива узнаваемое, обладающее неповторимым, свойственным именно этому архитектору стилем здание. "Подражание Гауди", ул. а-Яркон в Тель-Авиве, март 2010 г.:

 

Отличительная черта хорошего фотографа – внимание к мелочам. Архитектурная съёмка не является исключением. Здания иногда кажутся идеальным объектом – они не убегают, не хмурятся, не моргают, терпеливо ждут, пока фотограф расчехлит камеру и настроит все параметры. В таких случаях есть смысл не жалеть времени на поиск интересных деталей, эффектных элементов отделки фасадов, образов и ассоциаций.

Все эти картинки, созданные в процессе сотрудничества со строительными компаниями, были использованы в рекламе:

На практике в архитектурной съёмке обычно востребован весь спектр методов и приёмов – общие планы и панорамы, съёмка фасадов зданий, элементов отделки, вплоть до самых крупных планов. В случае, когда заказчик подходит к выбору фотографа и оценке критериев качества его работы серьёзно (чаще всего заказчиками услуги фотосъёмки архитектуры выступают строительные компании и агентства недвижимости), проводится не одна, а несколько фотосессий объектов, по возможности в разное время суток и года. Для иллюстрации рекламных материалов обычно применяют нарядные, солнечные картинки.

Пример архитектурной фотосъёмки жилых зданий по заказу строительной компании "ДСК "Блок", входящей в группу ЛСР, лето 2011 г.:

В рамках архитектурной фотосессии был проведён целый комплекс работ по каждому из объектов компании – панорамная съёмка с высоты и с уровня земли, сфотографированы фасады с ближних и отдалённых точек, показаны применяемые технологии и материалы. Именно таким образом формируется фотоархив предприятия для использования в рекламе и PR. Часть архитектурных фотографий со временем будет представлять также историческую ценность.

 

Свойством хорошего архитектурного фотографа считается умение обращать недостатки в достоинства. Зеркальная отражающая поверхность фасада здания, которая иногда сильно мешает, при правильном ракурсе превращается в "изюминку", отличительную особенность, позволяющую выделить сооружение из ряда десятков подобных. Фотосъёмка архитектуры нового морского вокзала Санкт-Петербурга в Гавани по заказу компании-генподрядчика, лето 2011 г.:

 

 

Примеры архитектурной фотосъёмки коттеджей по заказу строительной компании. Дополнительные примеры съёмки загородной недвижимости смотрите на отдельной странице сайта фотосъёмка коттеджных посёлков и загородных домов. Ленинградская область, осень-зима 2010 г.

 

Понравилось?

Заказчиков, заинтересованных в качественной архитектурной фотосъёмке, я приглашаю к сотрудничеству. Десятилетний опыт, отработанные навыки в различных жанрах фотографии и приличная техническая оснащённость гарантируют достойный результат.

Кроме самой архитектурной и интерьерной съёмки, возможна также репортажная фотосъёмка, фотосессии на строительных площадках, фотофиксация этапов возведения зданий, предметная съёмка для каталогов по заказу промышленных предприятий.

С уважением, Дмитрий Песочинский, фотограф в Санкт-Петербурге.

 

Смотрите также:

Фотосъёмка коттеджных посёлков.

Работа с объектами элитной загородной недвижимости имеет ряд особенностей. Одна из распространённых ошибок специалистов рекламных отделов строительных компаний в том, что для проведения фотосессии приглашаются фотографы без учёта специализации. На отдельной странице вы можете ознакомиться с моими примерами рекламной съёмки коттеджей и коттеджных посёлков Ленинградской области.

 

 

 

 

Перейти к странице примеров "фотосъемка коттеджных посёлков"


Рекомендуется к прочтению:

Зачем нужен фотограф на стройке – наглядные примеры.

В последние годы представители отделов маркетинга и PR-служб предприятий строительной отрасли осознали необходимость сотрудничества с профессиональным фотографом. В хорошо иллюстрированной статье приводятся конкретные примеры фотосъемки строительных объектов квалифицированным специалистом в сравнении с фотографиями, выполненными приглашенными любителями и своими силами.

 

 

 

 

Перейти к статье "Зачем нужен фотограф на стройке"

 

Внимание! Договариваться о фотосъемке архитектуры желательно не позднее, чем за 3 рабочих дня до предполагаемой даты фотосессии.

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа

 

© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.