Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Фотосъёмка с неба. Фотограф – робот или человек?"   Дмитрий Песочинский.

Высотная фотосъёмка – одно из самых увлекательных направлений фотографии. И столь же, заметим, перспективное. Снимки с высоты дают возможность взглянуть на объект в целом, что невозможно достичь иными способами.

Такой съёмкой увлекаются как любители, так и профессиональные фотографы. Основными заказчиками высотной съёмки выступают строительные компании и архитектурные студии, промышленные предприятия, владельцы коттеджных посёлков, киностудии, а также заинтересованные в качественных иллюстрациях издательства.

Автору приходилось фотографировать с множества летательных аппаратов – боевых, военно-транспортных, гражданских, ведомственных вертолётов и самолётов. Опыт позволяет утверждать, что беспилотные летательные аппараты пока не могут составить конкуренцию "живому" фотографу.

Заказ летательного аппарата для фотосъёмки – удовольствие не из дешёвых. Час аренды вертолёта в Петербурге обойдётся фотографу от 60 до 100 тысяч рублей с учётом того, что до места нужно ещё долететь от точки базирования и прилететь обратно. Это время также должно быть оплачено, причём погода не волнует никого, кроме самого фотографа – дождик так дождик, авиаторов качество ваших фотографий беспокоит мало. Отдельно стоит отметить тот факт, что в небе тоже есть дороги, и совсем необязательно там будет "гореть зелёный". Часть воздушного района в день фотосессии может оказаться закрыта, где-то просто нельзя летать – рисковать лицензией авиакомпания ради вас не станет. В авиации с этим делом строго, это вам не двойную сплошную пересечь.

Пытливые умы эдисонов от фотографии ищут более простое и надёжное решение. И иногда находят. Особенно в этой сфере отличились авиамоделисты. До недавнего времени для съёмки с воздуха использовались самолёты и планеры (чаще всего камеры ставят на электрические модели типа "летающее крыло") и вертолёты. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Грамотно сконструированный самолет менее подвержен вибрации – видео получается плавное, а при фотосъёмке возможно использование более длительных выдержек, что немаловажно в облачную и пасмурную погоду. Но самолет, даже совсем игрушечный, движется с заметной скоростью, и времени на кадрирование, визирование и дубли практически нет.

Вертолёт для фотосъёмки с управляемым стабилизированным подвесом камеры, сконструированный командой европейских фотографов-энтузиастов, способен поднять в воздух до трёх килограммов фототехники – зеркалную камеру и почти любой объектив к ней.

Модель вертолёта в умелых руках оператора способна на все манёвры "взрослых братьев", включая режим висения. Но такая модель серьёзно трясётся, и в любую погоду, кроме солнечной, фотографии получатся смазанными. Кончено, о полноценной ночной фотосъёмке с вертолёта (как настоящего, так и радиоуправляемой копии), речи не идёт вообще. Основной задачей подобных "летающих камер" видится репортажная съёмка по заказу различных организаций и частных лиц, фотосъёмка строительства и недвижимости, коттеджных посёлков. За границей были случаи применения БПЛА при съёмке корпоративных праздников и даже свадеб. Да мало ли, что можно сфотографировать, если есть вкус и фантазия.

В любом деле, если им заниматься ответственно, со временем находится немало "подводных камней". И разумеется, всем этим хозяйством нужно уметь управлять – пилот относительно серьёзных моделей долгими зимними вечерами упорно тренируется на компьютерных симуляторах, до совершенства оттачивая навыки управления своей игрушечной авиацией. Небесному фотографу сложнее вдвое. Кроме плавного и безаварийного полёта ему приходится решать не менее сложную задачу по самой фотосъёмке, которая заключается в управлении подвесом камеры, трансфокатором и спуском затвора.

При серьёзном подходе фотосъёмкой с неба занимаются одновременно двое – пилот и оператор, находящиеся в постоянной связи. Технические новинки последних лет (бортовая GPS-навигация, телеметрия, визуальный видеоконтроль с борта, специальные подвесы фотокамеры с гиростабилизацией) позволяют решать более сложные съёмочные задачи, но пилоту и фотографу вовсе не становится легче; навыки, опыт и талант ничем заменить не получится.

Техника развивается стремительно, и в последние годы пристальное внимание высотных фотографов обращено на принципиально новый тип ЛА – мультикоптер. Так называется мультироторная платформа, сложная с т.з. электроники (на борту находятся гироскопы, акселерометры, барометрический высотомер и ещё куча всего), но предельно простые механически. Эти "птицы" не имеют автомата перекоса, изменяемого шага и прочих вертолётных "радостей", а движение в любом направлении и стабилизация в пространстве происходит за счёт изменения скоростей вращения двигателей. Вот эта штука, на первый взгляд, идеально подходит фотографам для решения их творческих задач.

Специализированный м ультикоптер для высотной фотосъёмки изготовлен зарубежными фотографами-любителями из доступных наборов электроники и механических узлов. Положительный опыт проектирования таких аппаратов уже накоплен и в нашей стране. Конечно же, фотографы и видеооператоры одними из первых обратили на новый перспективный летательный аппарат своё пристальное внимание.

Справедливости ради отметим, что мы не первые с вами такие умные – мультикоптеры уже несколько лет активно применяются кинооператорами. Знакомая всем сцена, где Джеймс Бонд маневрировал на лыжах между деревьями, снималась именно с управляемой мультироторной платформы. Более того, целые фильмы были бы невозможны без этой новинки. Показательный пример – фильмы Жака Перрена "Океан" и "Птицы". Фантастическая работа фотографов и операторов стала возможна благодаря мультикоптерам.

Рассматриваемые нами примеры, однако, скорее исключение, нежели правило – так снимать умеют единицы на планете. Трудозатраты (да и затраты финансовые) сопоставимы с затратами при фотосъёмке с вертолёта, а порой заметно превосходят их. И главное, повторюсь, огромный опыт и несомненный талант фотографов позволяют добиться такого результата. У человека с отсутствием навыков RC-фотосъёмки вряд ли получится что-то подобное.

Даже обладая самым совершенным ЛА для фотосъёмки, полетать получится не везде и не всегда. Управляемый командой фотографов радиоуправляемый вертолёт над Дворцовой, где собралось всё руководство города, а заодно высшее командование округа, наведёт немало "шороху", и оправдываться перед соответствующими органами вам придётся долго. Откуда спецслужбам знать, чем вы управляете – зеркальной фотокамерой или бомбовозом?

За годы внимательного изучения форумов и общения с фотографами из числа пилотов-моделистов я пришел к неутешительному выводу, что техника, при её несомненном бурном развитии, пока не позволяет творить фотографические и операторские чудеса. 99% отснятого с р/у-моделей представляет интерес лишь для самого фотографа и узкого круга таких же увлечённых любителей. Конечно, есть и приятные исключения, но лишь подтверждающие правило. В чём же причина? Основная, мне кажется, состоит в сложности одновременного эффективного управления как беспилотником, так и фотокамерой. На это не хватит ни глаз, ни рук. Конечно же, мы говорим о полноценной вдумчивой фотосъёмке, а не периодическом нажимании кнопки. Выбор ракурса, дистанции съёмки, учёт освещённости объекта, правильная экспозиция – в фотосъёмке есть десятки и сотни композиционных и технических правил, обойти которые не в ущерб художественности никак нельзя. Как мы видим, даже на земле фотографировать получается не у всех. В небе фотографу сложнее во много раз – хотелось бы, как минимум, не приложить беспилотник и недешёвую зеркальную фотокамеру со всей дури об твёрдую планету. И кстати – лопасти терпящего аварию вертолёта или мультикоптера, пусть даже совсем небольшого – это ещё та "бензопила "Дружба" и представляет серьёзную опасность для окружающих. Впрочем, получить по лбу прилетевшей с неба зеркальной фотокамерой и килограммовым объективом тоже вряд ли кому-то захочется. Если фотограф умеет хорошо фотографировать, то вовсе не обязательно он проявит себя и как опытный пилот.

Уверенным в безграничных возможностях своих "птиц" моделистам я предлагаю просто повторить два банальных петербургских вида с картинок выше (снято мной в 2011 году с ведомственного вертолёта заодно с основной репортажной задачей). Если вам удастся получить что-то похожее, то я в тот же день закажу себе радиоуправляемый вертолёт и установлю на него фотокамеру :)

Есть немало направлений, в которых беспилотные летательные аппараты покажут все свои возможности – военная и "мирная" разведка, спасательные операции, наука и исследования. Фотографические возможности маленьких "механических птиц" стали востребованы в геодезии и картографии. Техника вполне позволяет получать детальные изображения с высоким разрешением, динамическим диапазоном и адекватной цветопередачей. Но вот полноценных художественных снимков с установленных на борту фотокамер, увы, практически не встречается. Заменить фотографа роботом, к сожалению, пока не удаётся.

Мне искренне хотелось бы, чтобы при прочтении этих строк спустя пару лет я сам удивился, что за ерунду я написал. Более того, буду рад ошибиться подобным образом. Но пока реальность неутешительна – фотографы, обладая весьма технически продвинутыми БПЛА, набитыми электроникой и оптикой по самое "не балуй", очень редко радуют нас шедеврами. Художественная ценность и качество фотографий, предлагаемые энтузиастами, пока не позволяет предлагать услуги профессиональной фотосъёмки с борта моделей на коммерческой основе. К сожалению, надёжной и достойной альтернативы высотной фотосъёмке с вертолёта "живым человеком" я назвать не могу.

У вас есть положительный опыт, противоречащий моему? Расскажите.

 

Материалы по теме:

Особенности репортажной и рекламной фотосъёмки с вертолёта.

В хорошо иллюстрированной статье о высотной фотосъёмке рассмотрены основные сложности, с которыми сталкивается фотограф при проведении фотосессии с борта вертолёта, акцентировано внимание на вопросах безопасности, приведены примеры фотографий.

 

Фотосъёмка с вертолёта

Рекомендуется к просмотру:

Фотографии Санкт-Петербурга с борта вертолёта

Обязательный атрибут туристов на улицах северной столицы – фотокамера. Красоты Питера хочется запечатлеть и показать друзьям. С уровня земли можно сделать восхитительные снимки, был бы талант и опыт. Но совершенно иначе открывается наш город с неба...

 

Фото Петербурга с вертолёта

 

Смотрите также:

Короткий видеосюжет о работе фотографа с борта лёгкого вертолёта:

Высотная съёмка, видеосюжет

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.