Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Фотограф-фрилансер. Проблемы, разрешение конфликтных ситуаций".
Дмитрий Песочинский фото автора.

«– Не расчесывайте мне нервы!
Их еще есть где испортить!»

т/с «Ликвидация»

Надеяться на то, что в начале пути всё пойдёт как по маслу, фотографу не приходится. Вы притираетесь в коллективах, нарабатываете практику, учитесь общению – ошибки неизбежны. Но если учитывать опыт коллег, число собственных набитых шишек можно значительно уменьшить. Не менее важно научиться «разруливать» конфликтные ситуации.


Самые частые ситуации в практике фотографа-фрилансера, которые могут привести к конфликтам – это ситуации трёх «не» – не поняли задачу, не понравился результат, не заплатили деньги.

В первом случае, без сомнения, есть и ваша вина. Да, заказчики бывают разные. Но воспитывать их мы будем позже, а также просто отказываться от сотрудничества, если «клиент» оказался «невменяемым» – научиться общению всё-таки необходимо, да и разбрасываться заказчиками, особенно в первые месяцы самостоятельной работы – непозволительная роскошь.

Не бойтесь показаться занудой – чем подробнее будет обрисована задача и обговорены все возможные варианты, тем сложнее заказчику «отвертеться» и проще работать вам. При обсуждении репортажной фотосъёмки, например, изучите план мероприятия, узнайте цели (фотоотчёт, показуха для московского руководства, картинки для публикации в СМИ). Вы должны отчётливо представлять, что от вас ждут на «выходе» – задачи репортажа бывают разные, иногда прямо противоположные. Не стесняйтесь задавать вопросы, опасаясь показаться некомпетентным – в некомпетентности фотограф распишется в том случае, если принесёт заказчику не то, на что он рассчитывал и ради чего приглашал вас, как специалиста.

Те же принципы касаются любого вида фотосъёмки, за которую платят деньги. Когда вас позовут провести фотосессию на заводе, попросите показать уже имеющиеся материалы. Карабкаться в поднебесье по кран-балке с риском для жизни, может быть, просто не надо; вы героически пополните архив предприятия ещё одним снимком, полностью повторяющим работы ранее приглашённых коллег. Поймите требования, выслушайте конкретные пожелания – креатив креативом, но если заказчику нужен общий вид склада, то целая пачка талантливых снимков токарей и сварщиков его «не спасёт» - задача не выполнена.

Замечательный московский фотограф Георгий Розов вспоминал случай с Окуджавой, на концерте которого ему довелось побывать. Посчитав один из снимков удачным (карточка действительно интересная – Булат Шалвович то ли снимает, то ли одевает гитару на шею, недоумённо глядя на инструмент), фотограф позвонил барду и договорился привезти фотографию. Только врождённая деликатность не позволила Окуджаве разочарованно вздохнуть – снимок явно не понравился модели. Зато певец восхищённо продемонстрировал работу другого фотографа – типовую, стандартную, обычную – никакую.
Этот пример наглядно демонстрирует основное правило, которое надо учитывать профессиональному фотографу – если вы снимаете для кого-то, сделайте так, чтобы фотографии нравились именно ему. Требования резко ужесточаются, когда фотограф снимает за деньги – клиент хочет получить конкретный результат под конкретную задачу, а самоутверждаться вы будете с свободное время за свой собственный счёт. Я не призываю «наступать на горло собственной песне», вовсе нет; от наиболее занудных клиентов, понятия которых идут вразрез с вашими, можно просто отказаться. Но если уж взялись – надо качественно отработать.

Этот же пример иллюстрирует и второе «не» нашего правила. Представьте себя клиентом, пригласившим на собственную свадьбу излишне креативного фотографа, который «себе на уме». Ему скучно в сотый раз фотографировать свадьбу – этот спектакль, хоть и в исполнении разных актёров, он уже видеть не может, и фотографирует всё, что ему покажется интересным – интерьеры, колоритного водителя лимузина, забавно рассевшихся ворон в городском парке. Вполне возможно, что фотограф действительно хороший, и снимки получатся интересными. Но вы и ваша вторая половина, посмотрев альбом, с недоумением спросите – а где, собственно, наша свадьба? Утро невесты, гости, церемония в ЗАГСе, ресторан – все, от чего ваш фотограф зевает со скуки, вы и планировали показать друзьям и знакомым. Задача не выполнена, как ни крути. Прочувствовали?

Подавляющее большинство моих коллег действительно хорошо умеют фотографировать. У них не бывает технического и композиционного брака, они хорошо «видят кадр», передают эмоции, ловят момент. Основная причина «не понравилось» кроется именно в непонимании задачи, неумении выслушать заказчика и принять к сведению его пожелания.


Что делать? Думать. Иногда возможно исправить ошибки, досняв часть недостающих сюжетов. Ради сохранения репутации не ленитесь потратить несколько часов. Положительные отзывы и рекомендации могут дать дополнительных клиентов, но и негативные способны заметно навредить фотографу. Разумеется, в случае с фоторепортажем о событии этот совет лишен смысла – ради второго дубля международный конгресс заново не созовут.

Третья типичная ситуация не то, чтобы часта, но запоминается всем столкнувшимся с ней. В отличии от смутных 90-х, случаев прямого надувательства практически не бывает – не те суммы. Но задержки оплаты по объективным причинам, а то и просто по раздолбайству, случаются.

 

Все вопросы, касающиеся денег, следует обговаривать до начала работ. Если есть возможность, заключите договор с фотографом. Гарантия это весьма относительная, и сам заказчик прекрасно понимает – ради пяти тысяч рублей проводить дни в арбитраже фотограф не станет, проще плюнуть и забыть. Но в договоре на фотоуслуги чётко расписаны обязательства сторон и стоимость работ, а это служит неплохим аргументом в беседе и напоминанием склеротику-бухгалтеру. Если деньги обещаны «в конверте», поинтересуйтесь, кто именно и когда их отдаст. В случае с безналичным перечислением определите срок оплаты – на фоне многомиллионных счетов в бухгалтерии строительной корпорации ваш гонорар может легко потеряться, и бухгалтер искренне удивится, откуда столько беспокойства из-за каких-то восьми тысяч – всего-то на месяц задержали. Но из этих одной-двух-трёх тысяч и состоит доход фотографа, так что подсуетиться порой придётся.

Заказы могут быть крупными, многодневными. Если вам предстоит безвылазно сидеть две недели в студии, занимаясь предметной съёмкой канцтоваров, и под окном уже выстроилась очередь из грузовиков с товаром – не поленитесь обговорить порядок оплаты.

В таких случаях уместно «разбить» общую сумму на несколько помельче, и брать деньги поэтапно, по мере выполнения работ. Как знать, вдруг заказавший съёмку интернет-магазин завтра разорится (поменяет владельца, ассортимент), да и вообще – в море бизнеса постоянно случаются разнообразные шторма-рифы-пираты, но вы-то свою работу сделали, и сделали неплохо – «где деньги, Зин»?

Дотошность, внимательность, конкретность – вы не только фотограф, в этот момент вы ещё и бухгалтер, пусть даже сами для себя.

Но большая часть связанных с оплатой проблем – проблемы задержек. Совет один – тормошите клиентов, напоминайте о себе. Любые обиды здесь неуместны – вы ждёте денег за свой труд, и адекватный заказчик прекрасно это понимает. А с неадекватными в любом случае, рано или поздно, вам придётся расстаться. Если же задержки случаются часто и длятся долго – ну, решайте сами. В последнее время я прихожу к выводу, что проще отказаться от некоторых проблемных клиентов, чем забивать себе голову тем, кто и сколько мне ещё должен. Жизнь и так коротка, и тратить её на ерунду – неохота, верно? Надо работать, реализовывать себя в профессии, отдыхать, а разборками с бухгалтериями пусть занимаются другие, менее брезгливые коллеги.

Еще одна проблема, с которой вам наверняка придётся столкнуться – проблема воровства картинок. У каждого человека своя моральная планка, и не обязательно она окажется высока – кому-то в детстве мама забыла объяснить; кто-то сам, повзрослев, посчитал себя умнее мамы. Отчаявшись, ввиду отсутствия особых талантов, подняться до уровня продавшего Эйфелеву башню Люстинга, графа Калиостро или, хотя бы, Остапа Бендера, эти люди воруют по-мелкому. Зачем платить фотобанку, если Яндекс успешно находит фотографии практически по любому запросу?
Чаще в шкодливости уличаются редакции журналов и газет разной степени желтизны, хотя бывают, конечно, варианты ещё смешнее. В канун 65-летия Победы «Пермское книжное издательство» сделало горожанам оригинальный подарок. Сэкономив пару тысяч на покупке картинок в ЦГАКФД, двадцатилетнее молодое дарование на должности дизайнера утащило из интернета первые попавшиеся фотографии солдат. Плакаты сверстали, напечатали и даже благополучно расклеили – пусть ветераны порадуются. И все бы ничего, но с пяти из шести вариантов плаката зрителям улыбались… фашисты. Родине нужны герои, ***да рожает идиотов, – сетовал Смоктуновский. Спасибо деду за победу, ага.

Хорошо, у дизайнера в голове опилки, как и у его начальства. Но вот не украли бы, и не было проблемы вообще, жили бы себе спокойно – а скандал вышел знатный. Хотели сэкономить, и сэкономили – дизайнеру сделали строгий выговор без вазелина, тираж перепечатали за свой счёт, а услышать нервную скороговорку про Кузькину мать и мать чудаков-издателей от самого губернатора – удовольствие ниже среднего – Пермь город небольшой, всё на виду. А вы чего ждали, пирожков с повидлом?

Но обычно всё происходит скромно, незаметно, и бильд-редактор по-тихому таскает картинки с разных сайтов, преимущественно иногородних – кто читает многотиражку подмосковного предприятия в Новосибирске? В фотобанки не обращаются принципиально, сама идея купить то, что можно взять бесплатно, этим ходячим недоразумениям от журналистики кажется абсурдной.

Русские эмигранты во Франции попросили рассказать гостившего там Карамзина в нескольких словах о российской жизни. Карамзин, как истинный гений слова, уложился в одно – воруют. Так что особо не удивляйтесь, увидев однажды напечатанными без спроса свои фотографии в изданиях, о которых вы даже и не слышали никогда. Традиция, понимаешь…

Наказать жуликов можно, причём рублём. Но надо сначала определиться, стоит ли игра свеч – если можно всё сделать «по любви», и лишний визг никому не нужен, то попробуйте. Вам могут заплатить гонорар, в случае с сайтом несложно проставить ссылку, иногда вас устроят извинения. Но если чувствуете за собой правоту, и есть свободное время – почему бы и нет? Статьи 1300 и 1301 Гражданского кодекса предусматривают денежную компенсацию в размере от 10000 до 5000000 рублей за нарушение соответственно неимущественных и имущественных прав. Те же суммы фигурируют в статье 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Под нарушением имущественных, или исключительных прав подразумевается сам факт использования фотографии без вашего ведома. Неимущественные права нарушаются в случае удаления информации об авторе, и почти всегда сопутствуют первому нарушению – печатать украденную картинку с указанием авторства вряд ли кто-то станет. Случаев наказания воришек из редакций на пять миллионов я не знаю – обычно вся эта богадельня вместе с редактором, бильдом, секретаршей и цветным принтером Эпсон стоит в разы меньше. Но тысяч на пятьдесят-семьдесят рассчитывать можете, прецеденты были. В нескольких случаях размер компенсации вычислялся по несложной схеме: розничная стоимость журнала умножалась на количество страниц с ворованными картинками и на тираж, а от получившейся суммы – 10%. Суд приходилось ждать долго, но решения выносились чётко и однозначно в пользу фотографов. Иногда присуждается даже моральный вред – мелочь, а приятно.

Далеко не каждый фотограф готов просто съездить в суд, не говоря уже о том, чтобы довести дело до победного конца. Кому-то некогда, а кому-то просто противно тратить время, силы и здоровье на судебные тяжбы, когда вокруг столько интересного… Но тормоша мелких воришек, мы делаем очень важное дело – учим не особо сознательных людей относится с уважением к чужой собственности, ценить чужой труд.


Не доводите до абсурда каждый случай, подходите к вопросу гибко – если картинку стащили дли иллюстрации детского журнала, распространяемого бесплатно – да простите вы им; сознательности на пятом десятке обычно уже не научить, а денег у издателей как не было, так и не планируется. Если же тиснули и напечатали в строительном журнале, где на каждом третьем развороте реклама элитного коттеджного посёлка – какого чёрта, господа?
В виртуальном пространстве воруют чаще – уличить сложно, а наказать ещё сложнее. Лично я руководствуюсь простым принципом. Если моя фотография оказывается на домашней страничке, частном блоге – ладно, проехали. Когда ей иллюстрируют явно коммерческий сайт – ну уж извините. Доводить дело до суда ещё не приходилось ни разу, но получить разумную компенсацию или просто заставить снять картинку фотографу вполне реально.

Защититься сложно – здоровенные надписи на каждой фотографии смотрятся неприятно, выдавая в вас жадину. Мелкую полупрозрачную подпись в уголке легко отрежут или заштампуют. Надежды на электронную подпись тоже не оправдываются. Просто примите тягу некоторых людей к воровству как данность, а при случае напоминайте клептоманам о том, кто в доме хозяин.


В качестве примера конфликтных ситуаций приведу несколько эпизодов из моей личной практики. Слушать и читать эти истории занятно, но решение каждой их них потребовало времени, и опять же, нервов.

Почти два года я сотрудничал с издательством отраслевых строительных бизнес-справочников. Гонорары были невелики, но стабильны – смысл работать был. В последние несколько месяцев выплаты прекратились, зато начались обещания вроде «завтра всё отдадим», «в четверг ждём оплату», и прочие «приходи на следующей неделе». На следующей неделе сотрудники дружно пришли, но разговаривать было уже не с кем, кроме охранника на проходной – не заплатив аренду, издательство благополучно исчезло в неизвестном направлении. Долг только мне составил около 40000 рублей. Напомню, что для 2003 года сумма была намного более весома, чем сегодня.

Выяснилось буквально следующее. Директор издательства, неплохой, в общем-то, дядька, где-то ошибся в расчётах и просто сел в лужу. Долги росли, приток новых клиентов прекратился – полный коллапс, помноженный на панику. А вы что думали, издательский бизнес – это не настольная игра «Монополия». Бывает. Но прощать долг не хотелось – я не для того лазал по башенным кранам, трясся на попутках через всю Ленинградскую область и проводил дни на стройплощадках, чтобы разделять финансовые риски руководства. Я не знаю, как поступили бы вы – легко быть благородным за чужой счёт – но я решил получить гонорар. Вот только получить его удалось после милой беседы с директором поздним вечером в тёмном переулке.

Эту, почти детективную историю я рассказал вам к тому, что ситуации с фотографами случаются разные, и далеко не всегда получается решить всё мирным путём. Чтобы избежать подобных пародий на плохие российские боевики середины 90-х, будьте внимательны в отношениях с заказчиками – если долг по оплате растёт и вас «кормят завтраками» – приостановите сотрудничество; простить долг в несколько тысяч рублей проще, чем, накопив значительную сумму, трепать нервы себе и другим.


Практически необъяснимая история произошла с другим моим заказчиком – владельцем завода по производству цементно-стружечных плит в Ленинградской области. Клиент рассчитался, недодав около семи тысяч рублей. Дальше начались заячьи танцы, смысл которых мне неясен до сих пор. Секретарь ссылалась на директора, директор на секретаря, и все вместе – на бухгалтера. От личной встречи директор под разными предлогами уклонялся, секретарша же встретилась с удовольствием, чтобы в очередной раз кивнуть на того же директора. От долга (в сравнении с рядовыми платежами промышленного предприятия – песчинка) никто не отказывался, но и отдавать тоже не собирался.
Знаете, я довольно брезглив. Бегать за теми, чьи моральные установки отличаются от моих, мне откровенно противно. Проще забыть. Но фотографы, журналисты, издатели отраслевых СМИ общаются между собой – очень важно, причём уже в начале профессионального пути, построить с коллегами-фотографами правильные взаимоотношения. Чёрный список сотен медиа-профессионалов Петербурга пополнился ещё одним именем. Если вы столкнулись с недобропорядочным клиентом – предупредите коллег, вам будут благодарны. А может быть, чужой опыт и вас убережёт от контактов с жуликами. Взаимовыручка – основа сотрудничества, и наша с вами сфера – не исключение.

Около года продолжалось моё сотрудничество с организатором отраслевой строительной выставки и издателем информационно-аналитического сборника. Редактор журнала однажды попросил отправить по электронной почте несколько репортажных карточек для иллюстрации в статье смежного издания. Спустя месяц руководителя агентства – милую, интеллигентную женщину было просто не узнать – ранее адекватный во всём директор, работать с которой было удовольствием, отказывалась что-то слышать и понимать, видя во мне квинтэссенцию мирового зла. В беседе с сотрудниками издательства выяснилось, что чудак-редактор просто работал на несколько журналов, не считая нужным согласовывать тексты и иллюстративный материал к статьям с основным заказчиком. Разумеется, мне и в голову не пришло уточнять правомерность задания у директора – практически вся работа в СМИ происходит на полном доверии. «Просят – дай» – привыкли рассуждать фотографы и журналисты, и даже гонорар в этой ситуации – дело десятое; за символической суммой в пару сотен рублей мне несколько месяцев было просто лень ехать. Что-то объяснить в телефонной беседе и почтовой переписке не представлялось возможным – сотрудничество прекратилось.
«Постелить соломку» в данной ситуации фотографу практически невозможно – уточнять перед каждым заданием редактора правомерность просьбы у руководства крайне проблематично, не говоря о том, что вы предстанете в его глазах трусом-перестраховщиком. Постарайтесь почувствовать атмосферу в издательстве, и если она излишне нервная, недоверчивая, будьте предельно внимательны. Такие случаи в практике моих коллег единичны, но всё-таки были.


Свои картинки в журналах видеть приятно, не скрою. Но когда их печатают без твоего ведома, радость сменяется удивлением. С резонными в этой ситуации вопросами я позвонил редактору отраслевого журнала о морском бизнесе. Я не знаю точно, что происходит в морском бизнесе региона, но в редакции журнала вещи творятся непонятные – редактор то вертелся ужом, то пёр танком, но извиняться не собирался. Спустя неделю он сообщил, что фотографии порта Высоцк предоставил сам порт, и фотографу журнал ничего не должен. Просмотр архива подтвердил догадку – именно этой фотографии у порта быть не могло, а картинку взяли с моего демонстрационного диска в соседнем издании.
Оказавшимся в такой ситуации фотографам рекомендуется сохранить пару номеров журнала (редакция их не принесёт, разумеется) и не лениться подать исковое заявление. Журналы у меня лежат, будет время и желание – займусь этим вопросом, срок давности законом не регламентирован. Разумеется, нужны полноразмерные, некадрированные файлы в качестве доказательства, для суда этого будет достаточно. И опять же – предупредите коллег на отраслевых форумах. Когда суд вынесет решение в вашу пользу, выложите в интернете копии документов и опишите алгоритм действий, чтобы те, кому придётся столкнуться с проблемой, знали весь судебный механизм. Помогайте друг другу.

В интернете взору внимательного наблюдателя тоже открывается немало чудес. Свою картинку я заметил на главной странице московской логистической компании, о существовании которой раньше даже не подозревал. На администраторе, видимо, тоже сэкономили – достался ленивый. Фотографию не смогли даже нормально украсть, разместив у себя на сервере, вместо чего просто вставили в код страницы ссылку на файл (т.н. хотлинкинг). Решение было очевидно – заменяем картинку у себя на сайте на такую же (важно сохранить размеры), но с пламенным обращением к генеральному директору «Воровать некрасиво, заплати фотографу»:

Было:
Стало:

Админ отправился в отпуск, а сайт железнодорожного флагмана региона заиграл яркими красками, радуя посетителей и веселя сотрудников, заказчиков, а заодно моих многочисленных коллег - петербургских фотографов. В структуре современного сайта, знаете ли, не любая секретарша разберётся, и удовольствие продолжалось две долгих недели. Москвичи так и не позвонили – то ли стыдно, то ли платить не привыкли в принципе, просто поменяли картинку. Анализ html-кода показал, что и новая фотография оказалась ворованной, на этот раз у молдавских коллег.

На моей памяти еще с десяток подобных, не менее увлекательных историй, но объём публикации заставляет быть лаконичнее. Я просто хочу подвести вас к простой, хоть и обидной мысли – воровать, скорее всего, будут. Когда вы называли себя фотографом-любителем, кража картинок была неприятна, но и не страшна – утащили, значит понравилась. Это, своего рода, даже показатель мастерства – вы снимаете настолько хорошо, что человек захотел разместить на своей странице ваш шедевр. Ситуация меняется, когда воруют у профессионала. Для него фотографии – это продукт, результат труда, подчас нелёгкого. Вы покупали недешёвую аппаратуру, вкладывали деньги и время в обучение, получали разрешения на съёмку. Картинки для вас примерно то же самое, что товар для продавца – попробуйте-ка утащить палку колбасы в супермаркете или не заплатить за проезд таксисту. Вот-вот.

Вряд ли стоит тратить на воспитание воришек много сил и нервов (я весьма далёк от идей кому-то мстить, тратя на это занятие драгоценное время), но если чувствуете в себе силы уберечь от проблем менее опытных коллег, то действуйте.

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.