– "На Солнце в телескоп можно посмотреть дважды – левым и правым глазом". ©
Задачи, которые ставит заказчик перед профессиональным фотографом, порой поражают воображение. Рекламная фотосъёмка для промышленных и строительных компаний, справедливо считающаяся отдельным направлением фотодела, тоже весьма разнообразна в плане применения художественных и технических приёмов, способов и методов реализации задуманного.
С яркими источниками света фотограф может столкнуться на многих производствах – от плавильного цеха до супертехнологичного завода оптических кабелей связи. Снимать надо уметь, факт. Вам могут попасться лазеры видимого диапазона, различные лампы: накаливания, люминесцентные, газоразрядные. Источники различаются цветовой температурой, но основная сложность фотосъёмки заключается в чрезмерно высокой яркости. Опыт уже наработан предшественниками, только учитывай. Но фотосъёмка производства промышленных предприятий – это не женский портрет, не фоторепортаж и не предметная съёмка для каталога, о многих тонкостях не написано ни в одной книге.
Суть проблемы при съёмке ярких источников света (мы рассмотрим съёмочную задачу на примере фотосъёмки сварки) заключается в техническом ограничении современной фототехники. Обозначить её можно приведённой ниже диаграммой:
Примем за 100% весь диапазон яркости сцены. В идеальном варианте при фотосъёмке сварки мы получили бы проработанные детали как в тенях слабоосвещённого цеха, так и в зоне дугового разряда. Но о таком фотографам приходится только мечтать, и масса даже гораздо более частых сюжетов оказывается для фотоаппаратуры проблемными. Динамический диапазон матрицы цифровой камеры весьма узок, и заметно уступает человеческому зрению.
Сварка же, как дуговой разряд между электродами, предельно ярка. В среднем, яркость дуги электросварки, которую нам предстоит фотографировать, превышает предельно допустимую для человеческого глаза в 10 000 раз! Разумеется, в эффективно передаваемый динамический диапазон любой из существующих фотокамер наша сцена просто не впишется:
Современные фотографические методики заметно продвинулись в решении проблемы. Технология расширения динамического диапазона HDR позволяет обходными путями увеличить эффективно передаваемый ДД, но для съёмки динамичных сцен решительно не подходит. Методами HDR итоговое изображение формируется из нескольких отдельных кадров, которые просто не снять в достаточно сжатый временной промежуток – сварщик подвинется, искры улетят. Так что мы, как любые нормальные герои, пойдём в обход. Но для начала – несколько весьма важных мелочей.
Совершенно необходимо обратить внимание фотографов на аспекты безопасности при съёмке ярких источников света, в том числе и сварки.
|
Отметим, что сварка сварке рознь. На современных производствах вам может встретиться газовая сварка, когда металл плавится за счёт сгорания в горелке горючих газов. Это, в общем, наименее проблемный для фотосъёмки вариант, объективная яркость горячей зоны относительно невелика, фотограф и камера не ослепнут, и даже есть шанс передать весь диапазон яркостей сцены без особых ухищрений. Намного более сложная фотографическая задача – съёмка электрической сварки, когда плавление металлов производится посредством электрической дуги. Яркость для фотокамеры непомерно велика, и даже просто долго смотреть на сварку нельзя – в лучшем случае "нахватаетесь зайчиков", а при менее удачном стечении обстоятельств безнадёжно повредите сетчатку. Вариант для фотографа, чьи глаза по сути являются самым важным рабочим инструментом, не лучший. Кроме видимого света, в спектре присутствует и гораздо более опасное УФ-излучение.
Старайтесь никогда не задерживать взгляд на огнях электросварки. Сам сварщик в обязательном порядке защищён маской; для понимания фотографам можно представить её нейтральным светофильтром очень большой плотности. Фотографировать в маске не получится – через её стекло просто ничего не видно. Есть нехитрый приём, который поможет спасти глаза фотографа – не задерживайте взгляд на самой дуге, находите рабочую зону как бы боковым зрением, смотрите всегда чуть в сторону, даже если смотрите через видоискатель. Полезен также "бегающий взгляд", когда вы быстро переключаете внимание с места на место. На практике же всё проще – концентрируйтесь не на ярком источнике, а на соседних, менее опасных зонах.
На самом деле, с яркими источниками света мы встречаемся в жизни постоянно. Наиболее показательный пример – Солнце. Яркость светила в летний полдень такова, что вполне способна повредить зрение при долгом пристальном взгляде, но проблемы для нас не существует – мы всегда смотрим мимо, даже не задумываясь об опасности. Оказывается, это совсем несложно, верно?
|
|
Для фототехники сварка, как и любой яркий источник света – тоже не подарок. Для понимания опасности достаточно вспомнить принцип работы камеры, в которой оптическая система объектива проецирует изображение на матрицу или плёнку. Вы когда-нибудь в детстве баловались выжиганием по дереву? Прошедший через собирательную, т.н. плюсовую линзу (обычную увеличительную лупу) солнечный свет без труда обугливает древесину, и даже воспламеняет её. Примерно та же интенсивность достигается на рабочей поверхности матрицы вашей камеры!
Разумеется, всё зависит и от экспозиции – за 1/1000 секунды и нагрев будет на три порядка меньше, чем при секундной выдержке. Но датчики автофокуса и экспозамера в "зоне риска" находятся постоянно, а не только в момент экспозиции. Если же камера не зеркальная, а компактная (т.н. мыльница), то и сама светочувствительная матрица экспонируется всё время, пока фотограф не нажал спусковую кнопку. Шанс скоропостижно скончаться для компакта, соответственно, гораздо выше, чем у зеркалки.
Дополняют букет радостей искры, опасные для слоя просветления передней линзы объектива. Попавшая на линзу искра легко оставит мелкую, но неприятную точку, которая если и не окажет заметного влияния на качество фотографий, то настроение фотографу испортит надолго. Решением будет защитной фильтр, который можно просто поменять на новый. Следует иметь в виду, что фильтр при фотосъёмке ярких источников света должен быть идеально чистым – с заляпанным жирными пальцами защитным или УФ-фильтром "зайчики", как и общее снижение контрастности сцены, практически гарантированы.
Удачное сочетание источников света с различной цветовой температурой порой придаёт снимку дополнительную выразительность. Фотосъёмка производства контейнеров компании "Звезда-Энергетика", Санкт-Петербург.
Собственно, пора открывать карты и делиться секретами. При видимой сложности задачи есть довольно эффективное решение – "прикрыть" зону вольтовой дуги каким-нибудь предметом в кадре. И вовсе не обязательно помещать перед фотографом стальной щит, безнадёжно разрушающий любую композицию – вовсе нет. Если мы фотографируем сварку конструкции из металлических уголков, попробуйте снять сцену с внешней стороны. Когда сварочный шов находится внутри, снимайте уголок снаружи. Фотография от этого ничуть не пострадает, поверьте. Самая яркая зона уже не станет видна – слепить глаза фотографу отражённый от окружающих предметов и дыма свет будет по-прежнему, но задача для камеры упрощается в сотни и тысячи раз!
Зона разряда прикрыта элементами конструкции. Искры и дым видны, но яркость сварки не слепит камеру - на фото в достаточной степени прорисован фон.
Есть ещё одна сложность при фотосъёмке сварки – адекватная сюжету и задаче цветовая температура. Огни сварки отличаются крайне высокой цветовой температурой, порядка 10000-12000 К. В то же время, цветовая температура источников света в помещении гораздо ниже – у лампы накаливания, например, лишь 2500-3000 К. Фотограф стоит перед выбором – либо выставить баланс белого по самому яркому источнику (разумеется, им окажется зона вольтовой дуги) и сделать безнадёжно жёлтым всё вокруг, либо настроиться по ЦТ света в помещении, и провалить саму сварку в глубокий синий. Но у проблемы есть и оборотная, уже приятная сторона. На цветовом контрасте легко можно умышленно сыграть, придав фотографии дополнительную художественность и выразительность. Тем более, что выборочно "прибрать" любой цвет в графическом редакторе можно за считанные секунды.
По этой же причине фотографировать сварку, как и любой яркий источник света с непредсказуемой цветовой температурой следует в RAW-формате, чтобы относительно безболезненно поправить баланс белого уже задним числом. Использование RAW предпочтительнее также потому, что можно корректировать и экспозицию, правда, в гораздо более узком диапазоне. Но даже полторы-две ступени могут "спасти" фотографа при ошибках экспозамера – а они в такой съёмке будут обязательно.
Газовая резка металлов для фотосъёмки не столь сложна – яркость рабочей зоны соизмерима с освещённостью цеха.
Блики – ещё один бич фотографа при съёмке ярких световых источников. Обидные "зайчики" образуются от переотражения света внутри системы линз, из которых состоит объектив. Отражение может быть зеркальным, диффузным, иметь видимую дифракцию или обходиться без её проявлений. Конечно, существуют более подверженные этой болезни объективы и относительно устойчивые к бликообразованию. Но когда яркость источника сравнима с яркостью Солнца в летний полдень, ни в одном из объективов нельзя быть уверенным на 100%. Конечно, блик может сойти и за художественный замысел, и даже придать фотографии дополнительное очарование, но чаще "заяц" откровенно мешает. Тем более, что оперативно контролировать место его появления и интенсивность довольно непросто даже для опытного фотографа.
|
Для эффективного контроля над бликами изучите "повадки" своих объективов. Блики могут отличаться на разных значениях диафрагмы, фокусных расстояниях, расположения яркого источника света в границах кадра. Основная же проблема - непомерная яркость сварки. Рабочая зона вольтовой дуги ничем не прикрыта.
Газовая резка металлов - процесс для фотографа интересный. Есть смысл уделить внимание крупным планам.
Фотографируя яркие источники света вблизи, не забывайте о технике безопасности. Искры могут причинить неприятности как технике, так и самому фотографу. Учитывайте направление и дальность полёта искр, используйте защитные фильтры.
Еще один пример, иллюстрирующий необходимость "прикрыть" зону вольтовой дуги. Разряд - самый яркий участок, закрыт элементами конструкции. Как результат - на фотографии достаточно хорошо видны как огни сварки, так и окружающие предметы.
Искры, возникающие при резке металла болгаркой, в слабоосвещённом цехе тоже можно назвать ярким источником света. Основные рекомендации при фотосъёмке - те же. Избегайте общих планов (вместо яркого снопа получите засвеченное пятно), сосредоточьтесь на руках, иструменте и искровом шлейфе.
В целом, перечисленными выше тонкостями дело не органичивается. Не исключено, что вы в процессе фотосъёмки сварки обнаружите дополнительные "подводные камни", которые я благополучно миновал. Но именно при решении сложных, нетривиальных задач и нарабатывается драгоценный опыт. Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь с коллегами. И результаты обязательно обрадуют фотографа и его заказчиков.
перейти к списку статей...
© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
Фотосъемка в Петербурге. +7
921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка,
фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами.
Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный
фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать.
Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей.
Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные
сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и
составление фотобанка. |
|