Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

Особенности фотосъемки производства.

Теория и практика рекламной фотосъёмки производства промышленных предприятий, опыт практикующего фотографа.
Дмитрий Песочинский, фото автора.
 

"Шумит, как улей
родной завод.
А нам-то ####
###### ## ###."

музыка А.Н. Пахмутовой,
слова неизвестного хулигана.

Фотосъёмка производства промышленных предприятий - довольно частая задача профессионального фотографа. При этом качественно работать с темой промышленности умеют единицы. Эти заметки, возможно, помогут фотографу, которому завтра предстоит делать то, что он никогда не делал - снимать производство. А заказчику я могу посоветовать одно - пригласите того, кто знает, как надо.

Начну с банальностей. Если вам на заводе скучно, если при виде дробильно-сортировочной линии и этикетировочного агрегата у вас сводит скулы от тоски - промышленная фотосъемка не для вас, снимайте свадьбы. Без интереса к предмету фотографии получатся безумно скучные, что, впрочем, касается почти любой области человеческой деятельности. На производстве мёдом не намазано (если это не кондитерское производство, конечно), свадьбы в сто раз выгоднее.

Если же Дискавери - ваш любимый канал, а самая желанная игрушка детства - сломанный соседский телевизор, то попробовать можно.

 

Хоть вы и фотограф, начинать надо не с фотографии. Фотосъёмка промышленности требует вдумчивового подхода и понимания предмета, простая пробежка с камерой по цехам будет пустой потерей времени и для фотографа, и для предприятия. Ещё при первом разговоре попросите заказчика рассказать о производстве. Килограммы, градусы и химические формулы вам не нужны, попытайтесь в целом представить всю производственную цепочку - от склада сырья до склада готовой продукции. Чаще всего удается напроситься на экскурсию, заказчик обычно идёт навстречу. Не стесняйтесь задавать вопросы - вы профессиональный фотограф, от вас, как от доктора, секретов нет.

Экипировка фотографа обычно не столь важна, чтобы готовиться специально. Всё необходимое выдают, как правило, на месте. Я бы посоветовал не экономить на мягких тряпках, полиэтиленовых мешках и защитных фильтрах - на многих производствах очень пыльно. Если выдают защитные очки, респираторы, противогазы и прочие ОЗК - не хихикайте, ответственному за ТБ из-за фотографа в тюрьму совсем не хочется, у него дома дети.

Часто в один день проводится фотосъемка и производства, и офиса. Начинать надо с офиса, как бы ни хотелось оставить чай с печенюшками у молодой бухгалтерши на потом. После цехов и складов вы будете грязный и уставший :)


Техника безопасности в процессе фотосъёмки производства - не пустая формальность. Это после десяти лет в цеху там бегают с закрытыми глазами, вы же будете биться головой обо всё подряд. Работать после этого сложно, проверено. Выданную каску надо носить на голове, а не в рюкзаке. На стройке каску лучше взять белую, там как у Данелии в "Кин-дза-дзе" - белая каска - два раза "ку", т.е. перед вами бригадир, а рабочие носят только оранжевые.

Р-ррруки! Руки никуда не тянуть! Смешная ситуация, когда плавно поехала металлическая полочка с чехлом от штатива, чуть не закончилась трагедией. Чехол-то я забрал, но спустя секунду туда плюхнулся здоровенный кусок расплавленного стекла. Кусок покатился превращаться в бутылки, а фотограф в первый раз за день задумался о том, какой он растяпа - без правой руки фотографировать, видимо, совсем неудобно.

Старайтесь даже ходить только там, где ходят другие. Часть проходов, лесенок и мостиков на заводах - технологические, т.е. созданы для перемещений персонала при обслуживании и ремонтных работах. В остальное время там вполне могут летать многотонные предметы с большой скоростью. Если на вашем пути повешена ленточка или цепочка - не рискуйте, пусть шампанское пьют другие.

В общем, смотрите всюду - под ноги, наверх, по сторонам. Ни один кадр не стоит вашего здоровья и жизни.



Защитные фильтры! Нет ничего обиднее, чем подставить L-оптику под сноп искр от болгарки. Вроде бы холодные, почти не ощущаемые кожей искорки навсегда оставляют мелкие точки на слое просветления передней линзы. Краска и растворители оставляют не менее противные разводы, и никакой ленспен потом не поможет. За одну фотосессию отбить стоимость хорошего объектива у вас вряд ли получится:

 

Кроме искр, на заводах масса факторов, способных вывести аппаратуру из строя. Это, прежде всего, агрессивные среды химических производств, высокие температуры и мощное электромагнитное излучение. Форс-мажор вроде радиации мы пока в расчёт не берём:

 
Это не пародия на "Людей в чёрном", а иллюстрация для рекламного буклета компании "Пулковские высотники". Краскопульт вполне может спеть колыбельную вашему объективу, если забыть защитный фильтр.
 
Наблюдение за процессом обжига во вращающейся печи завода Фосфорит. Раскалённая дрянь летит оттуда, откуда её меньше всего ждёшь - отскакивает от боковых поверхностей смотровых отверстий.

Фотосъёмка ярких объектов и источников света. Мощные лазеры видимого диапазона на производстве встречаются крайне редко, а к инфракрасным вас и не пустят. В любом случае, снимать там особо нечего. А вот за такими сценками фотографы охотятся часто. Тут-то основная опасность и кроется. За зеркальную камеру, у которой матрица оказывается открытой только на время экспозиции, можно не волноваться, а вот установленная на штативе мыльница вполне может накрыться, прецеденты были. Впрочем, с тем же успехом её матрицу можно сжечь, просто направив компактную камеру в полдень на Солнце.

 

О чём точно было бы преступлением забыть, собираясь на съёмку - так это об оптике. Берите максимум объективов, чтобы охватить весь диапазон фокусных расстояний. Упущенных кадров будет жаль, а повторить на бис можно далеко не всё. Первая картинка была бы невозможна без широкоугольника (вы не Карлсон), а вторая - без длинного телевика (40 тонн тротила жахнет - и за полкилометра зашибёт):

 
Съёмка с 90-метровой стрелы шагающего экскаватора ЭШ/15-90.
 
Горный взрыв на руднике Фосфорит, Ленинградская область.

Практика показывает, что отсутствие телевика при фотосъёмке производства пережить, в теории, можно (рискнуть подойти поближе, кадрировать картинку и т.д.), а вот без широкого угла будет гораздо тоскливее. И дело не только в тесных помещениях цехов, складов и производственных площадок. Широкоугольник подчёркивает перспективу, разделяет планы, позволяет сделать динамичные картинки в стиле "Время, вперёд".

 
Фотосъемка для рекламных материалов компании "Мост-сервис". Экскаватор и автомобиль визуально разнесены больше, чем "на деле".
 
Длина участка трубы от торца до захвата всего 7 метров, визуально гораздо длиннее. Без широкоугольного объектива снимок будет скучнее.

В процессе съемки производства не забывайте об основных фотографических приёмах, отработанных вами в других жанрах. Именно они могут составить изюминку, что и будет отличать вашу работу от работ других фотографов. Это касается даже самых простых, хрестоматийных приёмов:

 
Света на кирпичном производстве в Никольском вполне хватало для короткой выдержки. Однако благодаря длительной (около секунды) движущаяся по конвейеру шихта смазалась - снимок стал динамичнее.
 
Придаёт динамику картинкам и съёмка с проводкой, когда фотограф ведёт камеру за объектом. Бутылки остались резкими, фон размазан. Производство стеклотары, Киришский стекольный завод.

Кстати, к вопросу движения. На многих производствах фотограф сталкивается с нешуточной вибрацией. Трясётся и ходит ходуном все - пол, ограждения, лестницы. Многолетняя привычка брать с собой устойчивый штатив весьма полезна, но в случае вибрации основания, на котором штатив установлен, она сводит на нет преимущества даже самого устойчивого штатива.

А иногда бывают очень забавные казусы. Так, на заводе по производству керамической плитки я потратил полчаса на сооружение фантастической конструкции из труб, амортизирующих прокладок, резиновых шайб и кучи других подручных материалов. Результат удивил - снимки оставались смазанными. Оказывается, сам объект - чан с расплавленной массой, трясся вместе с площадкой, где стоял я. Когда штатив был установлен на вибрирующее основание, смаз исчез. Опыт, прав был классик - сын ошибок трудных. Про гения, который парадоксов друг, я не сказал, заметьте.


 

Режиссируйте! Не стесняйтесь ставить персонал так, как вам нужно. Вы же не обещали снимать только правду и ничего, кроме правды. Вы эту правду и создаёте - здесь и сейчас. Попросить спрятать с пульта управления банку шпрот гораздо легче, чем убирать её в фотошопе на сорока снимках. Больше уверенности во взгляде, больше бархата в голосе. Вы тут главный в радиусе прицельной стрельбы, вам и командовать. Никогда никого не просите сфотографироваться, просто ставьте перед фактом. Они делают своё дело, а вы - своё. Хвалите после каждого кадра, не скупитесь на комплименты, улыбайтесь. С пониманием относитесь к смущению - это на они к вам в студию пришли сниматься, это вы к ним в цех припёрлись именно в тот момент, когда нет причёски.

Перечисленные вещи настолько просты, банальны и очевидны, что постоянно упускаются из виду.

К вопросу правды и неправды: вы же не думаете всерьёз, что сосиски именно так и делают - в белом и с серьёзностью кардиохирургов? :)

Как хороший фотокор может снять Ниагару в редакционном горшке, так и хороший фотограф сумеет сделать передовое наукоёмкое производство из подвальной артели с тремя гастарбайтерами. Не бойтесь сделать "слишком красиво", переборщить с пафосом - за это нам и платят.

Умеренное хулиганство - поощряется:

 

Больше акцента на руки! Раньше в каждой заводской библиотеке был сборник московского поэта Лапко "Поэзия рабочих рук". Коммунистическая идеология успешно заменена на корпоративную, профсоюзы как были, так и остались - иллюстрации пригодятся для оформления помещений предприятия, пойдут в буклеты, на сайт. Только убедитесь, что соблюдены все правила ТБ - за работу без перчаток ответственный надругается над нарушителем с наждаком, а виноват будет фотограф. Рукавицы и очки требуются в большинстве случаев:

 
 

Снимайте с запасом, особенно это касается редких моментов, которые нельзя или сложно повторить. Грязные руки здесь сработают только в плюс, зритель понимает, что вам не позировали в тёплой студии на заказ, он верит, что "всё так и было".

Делайте несколько кадров. Как есть мимика у лица, так и человеческих рук есть промежуточные, не очень удачные фазы движения. Руки точно так же могут быть напряжены, расслаблены, взволнованы. "Настроение" рук должно, в идеале, соответствовать моменту, подчёркивать происходящее, резонировать общему настроению вашего репортажа. При вёрстке дизайнер зачастую чередует подобные снимки с общими планами, оборудованием, техпроцессами и главное - лицами. Диссонанса с другими картинками быть не должно.

На фото: "адская машинка" (blasting machine) - применяется взрывниками при горных работах. За несколько секунд до взрыва.


Особенное внимание следует уделять наличию в кадре корпоративной символики, в первую очередь, логотипов. По собственному опыту промышленной фотосъёмки знаю - каждый раз заказчик удовлетворённо кивает головой, просматривая картинки с лого компании. Как иначе в журнале читатель отличит их грузовик от десятков тысяч таких же? Это можно делать аккуратно, не акцентируя внимания специально:

 

,так и в "лоб". Оба варианта уместны и оправданы. Думаю, нет нужды повторять, что использовать любые иллюстрации с зарегистрированной символикой по своему собственному усмотрению с точки зрения законодательства вы не имеете права.

 

Высотная фотосъёмка с летательных аппаратов открывает новые возможности в рекламной фотосъёмке производства. Удовольствие это не из дешёвых, но цель в данном случае оправдывает полностью средства. Снимки получаются выразительные, они долгие годы будут украшать помещения офиса, пригодятся в качестве иллюстраций к печатным рекламным материалам.

Фотосъемке с вертолёта посвящена отдельная заметка на моём сайте. Если излагать кратко - съёмка непростая. Главные проблемы - сильная вибрация, с которой не справляются системы стабилизации в современных объективах, мощный воздушный поток от лопастей, холод, шум и прочие радости. Любителям я не могу даже посоветовать за это дело браться, лучше позовите специалиста. Профессионалам рекомендую обращать внимание на кадрирование - под углом 30-60 градусов к нормали объект выглядит иначе, чем с поверхности Земли. Не забывайте оставлять больше пространства сверху кадра, чем вы привыкли на земле - это придаст объем. Также, если это не противоречит техзаданию на фотосъёмку, оставляйте на снимке линию горизонта и полоску неба.

Попробуйте делать панорамные снимки. Разумеется, вертолёт должен быть неподвижен. Тангажом можно пренебречь, а вот линейно перемещаться даже в пределах 20-30 метров крайне нежелательно - панорама не склеится. Учтите, что далеко не в любую погоду можно договориться с пилотом о режиме висения. Кроме того, пилот нужен опытный.

Вопросы согласования полёта и фотосъёмки с разрешительными органами, способы договориться с ведомственными ЛА и военно-транспортной авиацией выходят за рамки этой статьи. Кто ищет - тот найдёт. Зато заказчик может быть уверен, что таких снимков точно нет у конкурентов :)

Здание завода "Российской стекольной компании" на Выборгском шоссе. Вертолёт МИ-8, высота порядка 400 метров.
Завод и складской комплекс компании SILVER (производство алюминиевых катеров). Фотосъёмка с вертолёта МИ-8, высоты 400-600 метров.

Фотографии с высоты дают возможность взглянуть на завод, производственные площадки и логистические терминалы "в целом", чего невозможно достичь иными способами. Попросите пилота сделать полный круг, а если получится - то и на разных высотах. Каких-то конкретных рекомендаций насчёт рабочей высоты дать нельзя - экспериментируйте. И ещё - время в полёте для вас летит незаметно, а оно недёшево.

 

Обращайте внимание на мелочи, и совершенно не обращайте на советы "это неинтересно, тут снимать нечего". Вас сюда как фотографа позвали, а не просто кнопку жамкать. Сотрудники компании могут просто не видеть будущую карточку именно потому, что ходят мимо десять раз за смену. Из первой картинки после небольшой доработки дизайнером был свёрстан корпоративный календарь для заказчика на 2008 год, а вторая продавалась из моего архива раз десять. Всё это снималось почти насильно:

 
Основа календаря - карточка с площадки погрузки щебёночного завода.
 
Если вы кормитесь архивом - не проходите мимо мелочей. Пригодится.

Эмоции! Последний пункт этой заметки должен, наверное, стоять первым. Роль эмоций в фотосъёмке производства и строительства ничуть не менее важна, чем в любом другом жанре фотографии. Без живых лиц на картинках цена вашей работы будет равна нулю.

 

Всегда говорите спасибо, всегда показывайте фотографии.

Не исключено, что заказчик станет постоянным. Вы должны чётко понимать - всё, что делают рабочие для вас, они делают только из доброго расположения и личной симпатии. От их отношения к вам напрямую зависит качество вашей работы. Общение должно быть свойским, но без панибратства. Послать в пешее эротическое путешествие чистюлю-фотографа, если он начинает борзеть, может каждый из них совершенно безнаказанно. Станьте "своим". Тогда и картинки будут - высший класс :)

 


Надеюсь, эта статья поможет фотографам избежать наиболее распространенных ошибок, всегда подстерегающих неофитов в незнакомом деле. А опыт, как известно, приходит со временем. Тренируйтесь, экспериментируйте, находите свои решения, не забывайте делиться наработками с общественностью.

Заказчиков, заинтересованных в качественной рекламной фотосъёмке производства, промышленных и строительных предприятий, иллюстрации печатных материалов и сайтов, я приглашаю к сотрудничеству. С удовольствием отвечу на вопросы по телефону в Петербурге +7 921 337-24-39.

С уважением, Дмитрий Песочинский, фотограф.

 

Искренне ваш, Дмитрий Песочинский

перейти к списку статей...

 


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.