"Объектив "рыбий глаз" - полезный инструмент или забавная игрушка?" |
|
Дмитрий Песочинский, фото автора. |
В кофре профессионального фотографа, как и фотографа-любителя, живёт много забавных железок и стекляшек. Некоторые из них прописались там навсегда, а кто-то лишь ненадолго зашёл в гости. Кроме камеры, совершенно необходимой частью фотографического арсенала считаются объективы. И если назначение штатного трансфокатора, широкоугольника и телеобъектива доказывать и объяснять не нужно, то в спорах о необходимости "рыбьего глаза" сломано уже немало копий.
Как известно, любитель может себе позволить иметь любую понравившуюся технику, было бы желание и свободные деньги, чтобы всё это купить. Перед фотографом-профессионалом стоит задача посложнее – он подходит к фотографии, как к бизнесу. В фотографическом бизнесе (даже если он совсем игрушечный, на одного человека) действуют те же самые "взрослые" законы. Покупка ненужной или редко востребованной в работе вещи снижает эффективность всего бизнес-процесса: те же деньги лучше потратить на инструмент, по-настоящему необходимый для реализации творческих планов, выполнения требований и прихотей заказчика, обеспечения выполнения фотографических задач на требуемом техническом и художественном уровне.
Характерная особенность объективов "рыбий глаз" – сильная дисторсия, в ряде случаев может быть частью художественного замысла. Загнутые фишаем стволы деревьев на фотографии более выразительны, чем "правильные картинки" сотен туристов в Павловском парке.
Фишай (от английского fish-eye, fisheye), или "рыбий глаз" нельзя назвать новинкой – эти объективы успешно применяются фотографами для работы и забав уже много десятилетий. Рыбьим глазом принято называть сверхширокоугольные объективы с углом изображения, вплотную приближающимся к 180 градусам. Такое чудо фотографической инженерии вполне было знакомо отечественным профессионалам и любителям ещё с советских времён, когда фотографы хвастались друг другу "Пеленгом-8" и относительно свежим "Зенитаром-М". Справедливости ради заметим, что японские конструкторы превзошли советских – разработали и даже запустили в производство почти невозможную вещь – объектив с углом обзора 220 градусов. Жуткая на вид "гравицаппа" обладала циклопическими габаритами и массой более 5 кг!
Современные объективы fish-eye принято условно подразделять на циркулярные, с которыми изображение занимает плотно вписанный в границы кадра круг, и диагональные, когда 180 градусов пространства соответствует диагонали целиком заполненного кадра. Почему "условно"? Потому что в последние годы получили широкое распространение т.к. "кропнутые" камеры, размеры матриц которых значительно меньше размеров плёночного кадра. Циркулярный (для плёнки) "рыбий глаз" на такой камере внешне схож с диагональным фишаем – площадь кадра полностью или почти полностью занята изображением.
Захватить в кадр максимум пространства – возможность, безусловно, полезная. Во-первых, кадрировать (пусть и ценой некоторой потери разрешения) фотограф сможет всегда; во-вторых, отойти в поисках удачного ракурса дальше стенки – задача для Копперфилда. Почему же эти чудесные фишаи не подвинули традиционную широкоугольную оптику? Всё просто. Потому, что к несомненным достоинствам счастливый владелец "рыбьего глаза" получает целый букет недостатков, а точнее, характерных особенностей, с которым приходится считаться и мириться.
Всем без исключения объективам fish-eye присущи характерные искажения, которые сразу бросаются в глаза. Благодаря отрицательной дисторсии поля зрения, которую в среде фотографов принято называть "бочкой", прямые линии загибаются к краю кадра, и чем дальше прямая линия находится от центра будущей фотографии, тем сильнее загиб. В видоискателе фотокамеры с циркулярным фишаем прямая линия горизонта превращается в половину окружности! Неужели нельзя создать широкоугольный объектив с исправленной дисторсией? – интересуются фотографы. Можно. Более того, они активно производятся и применяются. Но сверхширокоугольный объектив с углом обзора порядка 100-120 градусов даёт другие, не менее заметные искажения перспективы – все линии остаются прямыми, но задний план "отдаляется" от наблюдателя во много раз сильнее, чем на самом деле. Платой за "широкий взгляд на мир" также являются искажения пропорций на границе кадра – "жигули" превращаются в длинные лимузины, а вполне стройная подружка фотографа становится шире в несколько раз, что вряд ли понравится модели. "Рыбий глаз" же пропорции предметов оставляет близкими к реальности. Платой за правдоподобие и является дисторсия – искажение прямых линий. Какая беда меньшая – в каждом конкретном случае решает только сам фотограф.
|
Пригласили девушку погулять на природу? Берите объектив fish-eye, пригодится. Единственный в своём роде фишай-зум Tokina 10-17/3.5-5.6
Съёмка "рыбьим глазом" требует от фотографа времени на освоение ряда премудростей. Во-первых, глубокое знание и понимание законов перспективы вступает в некоторое противоречие с тем, что вы наблюдаете в видоискателе фотокамеры. Во-вторых, фотограф лишен одного из базовых приёмов – управления глубиной резкости. ГРИП fisheye-объективов даже на открытой диафрагме находится в диапазоне от полуметра до бесконечности. По этой же причине среди фишаев не встречаются светосильные – просто незачем, да и сделать их непросто. О технике безопасности при фотосъёмке также приходится задумываться – как статичные, так и движущиеся объекты находятся во много раз ближе, чем это кажется при взгляде в окуляр видоискателя. Но при определённой сноровке и возможности у вооружённого фишаем фотографа не в пример шире, чем при использовании стандартного набора оптики.
Когда же именно применение "рыбьего глаза" уместно? Как и во многих других случаях, целесообразность использования объективов fish-eye обусловлено стоящими перед фотографом творческими задачами. Любитель не ограничен в своих фантазиях ничем, но вряд ли кто-то из профессионалов будет использовать такой объектив при съемке корпоратива, праздничной фотосъёмке или в съёмке репортажа. Совершенно лишним представляется фишай в предметной съёмке для каталога – здесь очень важна правильность геометрии. Для прикола в дружеском кругу "рыбий глаз" вполне хорош, но мне сложно представить невесту, которая пришла бы в восторг от портрета, выполненного приглашённым фотографом в "фишайном" стиле.
Но с некоторыми компьютерными хитростями диапазон применения рыбьего глаза заметно расширяется. Фотографические технологии обработки снимков активно развиваются, появляются новые методики панорамной съемки, совершенствуются алгоритмы склейки кадров в единое изображение. На сегодняшний день существует несколько доступных фотографических программ, позволяющих полностью избавиться от характерных искажений при склейке двух или нескольких кадров – линии на любом удалении от центра кадра будут прямыми. Это позволяет активно применять "рыбий глаз" при фотосъемке интерьеров. В критически узких помещениях (прихожие, ванные) фотограф делает два-три кадра фишаем, а затем программно склеивает их в одно изображение. Искажения исчезают, пространство помещается в кадр, а интерьерная съёмка становится хоть и по-прежнему непростой, но уже более приятной задачей:
|
Фотография уютного, но небольшого по площади номера в гостинице "Октябрьская" создана из трёх отдельных кадров, выполненных "рыбьим глазом". В результате грамотной склейки от характерных "фишайных" загибов вертикальных линий не осталось и следа.
Совершенно необходим объектив fish-eye при создании виртуальных 3D-панорам. Как и многие передовые методики, изготовление сферических флеш-панорам представляет собой комплекс работ, где фотосъёмка – лишь небольшая часть трудозатрат. Но и весьма ответственная, заметим. Фотограф снимает всё вокруг себя, и чем более длиннофокусный объектив дружит с его камерой, тем больше кадров придётся сделать. Второй и последующие этапы – склейка кадров в специальной программе, конвертация проекций, обработка в графических редакторах, тоже будут не в пример продолжительнее. При съёмке виртуальных панорам "рыбьим глазом" с фокусным расстоянием 10 мм для полного охвата сферы достаточно всего восьми кадров, а в случае с циркулярным 8 мм фишаем – четырёх!
А вот в творческой фотосъёмке, где полёт фантазии фотографа не ограничен ничем, с "рыбьим глазом" можно развернуться серьёзно. Если ваше увлечение (или работа) – архитектурная съёмка, то фишай может получить постоянную прописку в вашем кофре, а город преображается самым необычным образом.
|
|
Вряд ли fish-eye объектив станет вашем основным рабочим инструментом. Но он позволяет создавать забавные оптические иллюзии, недостижимые другими средствами и способами фотографии.
Не менее занятный результат можно получить и в других жанрах фотографии. У хорошего фотографа недостатки этого объектива умело превращаются в достоинства, позволяют реализовать самые смелые задумки, а порой и "подвинуть" некоторые законы и стереотипы. Пробуйте, экспериментируйте, анализируйте результаты. И "рыбий глаз" ещё не раз поможет вам приятно удивить друзей и коллег.
перейти к списку статей...
© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При использовании материалов прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
Фотосъемка в Петербурге. +7
921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка,
фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами.
Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный
фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать.
Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей.
Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные
сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и
составление фотобанка. |
|