Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

 

Техническое задание на фотосъёмку - это ряд требований заказчика к фотографу, регламентирующих художественные и технические аспекты, а также сроки исполнения работ. Как правило, ТЗ представляет собой официальный документ, разработанный отделом маркетинга или PR-службой и одобренный руководством компании.

При всей корпоративной солидарности, я не могу разделить мнения многочисленных коллег о том, что "всё это чушь собачья". Конечно, такой документ более уместен в прорабской на стройке или на столе главного технолога завода, чем в фотостудии. Но фотограф, каким бы талантливым он ни был, чаще всего работает под конкретную рекламную или PR-задачу, его труд не самоценен. И чем более нестандартен, самобытен авторский взгляд фотографа, тем больше шансов уйти от стандартов, к которым привык дизайнер, верстальщик или рекламист - следующее звено нашей производственной цепочки.

Смысл технического задания на фотосъёмку в том, чтобы свести к минимуму композиционные и смысловые ошибки, а также облегчить труд тех, кому предстоит сделать из ваших фотографий "конфетку". Задача, безусловно, благородная, но, как всегда, медаль имеет и оборотную сторону. Девочка из рекламного отдела строительной компании честно выстрадала за два рабочих дня солидный десятистраничный документ с умными терминами, цифрами и многочисленными примерами, но никогда не была на самой стройке на этапе нулевого цикла. Она прекрасно знает свою работу, но совершенно не умеет фотографировать; что, впрочем, совсем не странно - иначе не стала бы звонить вам.

Составляя техзадание на фотосъёмку, заказчик исходит из предполагаемых идеальных условий, поминая "сферического коня в вакууме" - а такого в жизни почти не бывает. Можно сколь угодно подробно описывать угол положения Солнца относительно фасада здания, но если фасад "смотрит" на Север, а само пятиэтажное здание расположено в черте плотной петербургской застройки, то Солнца можно не дождаться вплоть до мая. Заказчик требует от фотографа фронтального вида строящегося дома, предписывая в техническом задании положение камеры строго на перпендикуляре к фасаду, но совершенно забыл, что месяц назад там возвели живописную трансформаторную будку. Такими мелочами, как неизбежные перспективные искажения, нарушение естественности восприятия геометрии линий, блики от зеркальных поверхностей маркетологи-формалисты не забивают себе голову вообще - зато документ получился красивый, его и директору показать не стыдно.

Эта фотография была сделана в полном соответствии с техзананием - точка съёмки была указана с точностью полметра (!) на строительном плане коттеджного посёлка. Вам нравится? Мне - нет.
Эта фотография сделана при грубом нарушении всех требований техзадания на съёмку. Другое время - 17-00 (в полдень тени слишком резкие и некрасивые), точку съёмки я выбирал сам. Лучше первой картинки, правда?

Ситуации бывают порой совершенно анекдотические. И если тезадание на фотосъёмку зданий и строительства, съёмку производства промышленных предприятий, предметную фотосъёмку для каталога никого из фотографов, в общем, не удивляет, то техническое задание на фотосъёмку праздника и репортажную фотосъёмку конференции и семинара представить сложновато. А такие документы, за подписью вроде бы адекватных во всём остальном людей, в моём архиве есть, и не один. Нужно ли упоминать, что оставил я их себе "для смеха", вежливо сославшись на якобы занятые другими заказами даты?

Выдержка их техзадания на фотосъёмку для ПГ "Фосфорит" (входит в состав МХК "Еврохим"):

Название файла, содержащего фотографию, состоит из даты ее создания (формат ГГММДД (например, фото от 15 июня 2009 года – 090615) или ГГММ, для архивных достаточно ГГ) и краткой характеристики. Дополнительные пояснения к фотографии заносятся в “Свойства файла”. Требования к формату файлов: JPEG (качество 90-100%) или TIFF, цветовое пространство RGB. Иллюстрации передаются фотографом в PR-отдел предприятия на диске или по электронной почте в трёхдневный срок.

Каждый раздел включает как современные, так и архивные фото.
1. Люди
1.1. первый руководитель
1.1.1. постановочные фотографии крупным планом
1.1.2. “живые” фотографии крупным планом
1.1.3. на производстве
1.1.4. с известными людьми
1.1.5. на важных мероприятиях
1.2. заместители первого руководителя
1.2.1. постановочные фотографии крупным планом
1.2.2. “живые” фотографии крупным планом
1.3. почетные работники и ветераны (награжденные государственными, отраслевыми наградами, званиями, отмеченные наградами компании и предприятия, передовики производства)
1.3.1. постановочная фотография крупным планом (одна)
1.3.2. “живая” фотография крупным планом (одна)
1.4. региональные власти
1.4.1. губернатор и его заместители
1.4.2. глава района
1.5. прочие
1.5.1. фотографии всех людей, которых снимали для газеты (виды фото не регламентируются, по мере накопления)
1.5.2. ветераны ВОВ

Документ полностью приводить нет смысла, но принцип читателю ясен - всё просто, по-деловому, конкретно. Техзадание в первой части регламентирует технические требования, а во второй, частично приведённой в данной статье, обрисовывает круг задач по самой фотосъёмке. Когда адекватный заказчик приглашает фотографа, он ставит ему цели, а как фотограф будет снимать, его не тревожит - специалист своё дело сделает хорошо.

 

Пример технического задания на фотосъёмку зданий в Санкт-Петербурге, полученного по электронной почте от компании “Краспан” (производство вентилируемых фасадов, г.Красноярск). На одиннадцати листах (!) мелким шрифтом расписан буквально каждый шаг фотографа, приведены примеры правильной (с точки зрения местных маркетологов) и неправильной съёмки, дан краткий экскурс в общую теорию перспективы, регламентировано использование площади кадров с точность до процентов. Вот очень небольшая выдержка из этого шедеврального документа:

Композиция: Обязательно сохранять защитное поле (не обрезать углы, макушки зданий). Исключение – имиджевый кадр. Сохранять прямые вертикальные линии в кадре.
Примечание: Фотографии объектов, которые по объективным причинам (близость к дорогам, ограждения и т.п.) невозможно снять без перспективных искажений вертикалей зданий, важно передавать в отдел маркетинга в обработанном виде, с ровными вертикалями объекта.

Пример исправления искаженных вертикалей
НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

Пример сохранения защитного поля
НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

Одноточечная перспектива: Оптимальна при съемке фасада, передаче размеров и пропорций.
Двухточечная перспектива: Оптимальна для передачи пропорций здания.
Примечание: Использовать третью точку схода в архитектурной визуализации имеет смысл только в том случае, если линия горизонта находится вне пределов кадра, за верхней или нижней его границей.

Дневные съемки - оптимально:
Переднебоковой или боковой свет
Положение солнца под углом 25-35° (утренние или вечерние часы)
Четкость линий
Вечерние съемки:
Использование штатива - ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Съемка с низкой светочувствительностью матрицы и большой диафрагмой (8-11)

МОЖНО
- Ветви деревьев, кусты
- Леса, люльки в хорошем состоянии

НЕЛЬЗЯ
- Мост инженерной системы
- Фонари
- Кованый забор
- Скульптура
- Птицы
- Лавочки
- Дети
- Случайные люди с улицы крупным планом.


То, что купить книжку Раушенбаха мало - нужно ещё вникнуть в суть самой теории перспективы (труды академика в приложении к практическим задачам архитектурной съёмка действительно непросты для понимания вчерашним студенткам), оставим на совести специалистов отдела маркетинга. Но не всегда нужно изобретать велосипед заново; в интернете немало примеров фотосъёмки зданий, коттеджей, в т.ч и с теоретическими выкладками. Нормальный фотограф в любом случае выкинет картинку, если в кадр влезла широкая спина прохожего или бампер грузовика. Он не принесёт заказчику фотографию строящегося дома, если случайно “завален” горизонт. А несколько пунктов технического задания откровенно противоречат друг другу.

Попытка объяснить что-то по телефону (например, что солнца в октябре в Петербурге можно не дождаться неделями, и на моем собственном сайте приведено множество примеров эффектных съёмок для строителей в условиях облачности) успеха не имела - "Дмитрий, фотографировать надо по техзаданию". Разумеется, мне пришлось сослаться на якобы срочный отъезд в командировку. Не желая бросать заказчика на произвол судьбы, я переправил техзадание без всяких комментариев троим проверенным коллегам, петербургским фотографам - ни один не перезвонил, понимая, что потратить дни на съёмку, а потом не получить денег (отклонение от условий техзадания будет вполне весомым аргументом не платить) - совершенно неинтересно. Я убеждён, что каждый их этих троих превосходно сфотографировал бы дома, если бы заказчик просто попросил "сделать красиво".

В крупных, вертикально подчинённых коммерческих организациях, где только отдел маркетинга может состоять из десятка специалистов, наблюдается хрестоматийный пример из учебников по экономике - т.н. пример "британского адмиралтейства". Суть в том, что постоянно усложняющаяся структура с ростом численности сотрудников со временем перестаёт быть способной к решению элементарных задач. В данном случае, девочки-маркетологи потратили уйму времени на составление пухлого наукообразного (и местами откровенно неграмотного) документа, с которым невозможно работать исполнителю – самому фотографу. Кому лучше-то стало? ) За время переписки и телефонных переговоров с красноярцами я успел сфотографировать два коттеджных поселка, и результаты понравились обоим заказчикам.


Разбрасываться заказчиками, однако, путь для фотографа далеко не оптимальный. Сложности в работе - это нормально, не в раю живём; а решать порой непростые задачи даже интересно. Хотите творчески расти - вспомните спортсменов: новый день - выше планка. Главное - голову не разбить. Столкновение с бетонной стеной непонимания (а заказчики, тем более не владеющие нашей предметной областью, бывают упрямы) будет для вашей головы фатально.

Что же делать фотографу? Прежде всего, думать. А когда у вас созреет чёткий план съёмок (не исключаются предварительные выезды на объекты, беседы с коллегами), вы должны грамотно совратить и ту девочку, которая в теплом офисе составляла для вас техзадание. О том, что она должна получить от вас удовольствие, я даже не упоминаю - поругаться с заказчиком всегда просто, а сделать так, чтобы она незаметно для себя самой приняла ваши пожелания за свои собственные, заодно внеся в техзадание на фотосъёмку необходимые коррективы, чуть сложнее. Но порой - просто необходимо. Вы чувствуете, что хорошо сфотографировать коттедж (завод, строительство дома, официальное мероприятие, нужное подчеркнуть) можно не благодаря, а вопреки тем требованиями, которые указаны в техзадании. На вашей стороне многолетний опыт, десятки успешно реализованных проектов за спиной, чутьё, интуиция. Деритесь, чёрт подери! Профессионализм фотографа заключается не только в понимании законов композиции, умении обращаться со светом и цветом, навыках обработки фотографий. Умение объяснить заказчику неуместность ряда требований, предложив разумную альтернативу - тоже аспект и показатель высокого профессионализма.

Предлагая альтернативные решения, укажите на возможности фототехники и постобработки, новые перспективные методики. Если заводской ангар заказчики пять лет фотографировали против солнышка с безобразным результатом (проваленные в черноту тени, выбитое небо), то они, может быть, просто не знали про методику HDR, позволяющую заметно расширить динамический диапазон - у вас всё получится. Сфотографировать здание со стороны двора не мог ни один фотограф (просто некуда отойти, и самый широкоугольный объектив не решает проблему) - расскажите про возможности панорамной фотосъёмки. На фотографиях никак не передать все красоты интерьера гостиничного номера - предложите изготовить виртуальную 3D флеш-панораму. Не получается сфотографировать блестящие предметы - не беда, вы же опытный фотограф, и у вас есть непростое, но проверенное решение.

Очевидно, требования техзадания вполне могут касаться именно технических особенностей (формат файлов, разрешение, цветовое пространство) - заказчику лучше знать, какой формат печати предполагается. При фотосъёмке корпоративного праздника фотограф может упустить из виду несколько человек из трёх сотен, а именно они окажутся членами совета директоров банка - шапаргалка со списком фамилий и номерами столиков не будет лишней. Исходя из требований ТЗ при предметной съёмке выбирают и оборудование под данную задачу. На производстве фотограф многие ключевые моменты даже не увидит - а в новый буклет к отраслевой выставке должны войти все основные операции. В таких случаях примите техзадание на фотосъёмку как данность, не забыв поблагодарить человека, составлявшего его для вас. Но когда вам приносят пухлый том горячечного бреда с круглой печатью и подписью начальника отдела маркетинга - будьте непреклонны.

Заказчикам же могу посоветовать только одно - доверьтесь фотографу всецело. Обрисовав задание на фотосъёмку в общих чертах, выслушайте мнение специалиста. Разумеется, приглашать для беседы следует только того фотографа, чьи работы вы видели, кого вам рекомендовали довольные результатами коллеги. Если фотограф указывает на абсурдность ряда требований, аргументированно предлагая альтернативу - поверьте, так будет лучше. Не тратьте драгоценное время на составление многостраничных наукообразных документов - хороший профессиональный фотограф гораздо лучше вас представляет, как снимать так, чтобы было красиво.

Конечно, на приёме у доктора пациент подробно обговаривает план обследования и лечения, но ему в голову не придёт расписывать мелким почерком на четырёх листах техзадание на предстоящую операцию. Сдавая в сервисный центр автомобиль, вы представляете, что будет делать механик, электрик и маляр, но ни о каком техзадании речи никогда не идёт. Почему? Очень просто - вы недостаточно некомпетентны в данных вопросах. От доктора вам надо одно - чтобы у вас ничего не болело, а в автосервисе вы надеетесь на то, что ваша машина будет ездить. И область профессиональной фотографии - не исключение. Если же вы не доверяете специалисту, то просто звоните другому. Например, мне :)

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При использовании материалов прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.