Фотосъёмка продуктов питания, кулинарных блюд – один из наиболее сложных и ответственных видов предметной съёмки, требующий от фотографа высокого уровня профессионализма и профильного опыта.
Даже многолетний стаж работы в других сферах профессиональной фотографии не является гарантией достойного результата – фотосъёмка продуктов справедливо считается отдельным, самостоятельным направлением предметной съёмки. Особо следует отметить, что знания законов композиции, умение работать со светом и цветом, чёткое соблюдение фотографических канонов не значат ничего без желания экспериментировать и идти путём проб и ошибок.
Основная сложность профессиональной фотосъёмки продуктов питания и кулинарных блюд заключается в том, что в 90% случаев фотосессия проводится на территории заказчика – в студию или домой к фотографу не привезёшь плиту, холодильник и прочее оборудование. Фотограф приезжает в ресторан со своей техникой. Однако, и превратить кухню ресторана в фотостудию тоже не получится – просто нет условий. От фотографа требуется умение работать в условиях, далёких от идеала – умение создать свет подручными средствами: лайткубом, отражателями, использовать имеющееся освещение.
Крайне важна способность и готовность к экспериментам – в фотосъёмке еды почти нет готовых решений, в каждом случае к конкретному блюду приходится применять отдельную световую схему, в ходе съёмки контролируя результат с соответствии с техзаданием на фотосъёмку.
Наиболее частая задача фотографа, снимающего еду – фотосъёмка блюд для меню и каталогов. При всех соблазнах показать фрагментарно наиболее выигрышные участки приходится идти более проторенным путём – посетитель ресторана хочет видеть блюдо целиком. Дадим ему эту возможность:
Ситуация меняется, когда фотографируешь блюдо для рекламы заведения. В этом случае следует показать наиболее выигрышные фрагменты, чтобы у посетителя "потекли слюнки", пусть даже в ущерб реализму:
Среди большого количества необычных профессий следует профессию фуд-стилиста. Диковинное для нас занятие давно признано на Западе – фуд-стилист занимается подготовкой продуктов питания для рекламной и предметной съёмки, учитывает десятки сокрытых от глаз новичка тонкостей, одинаково глубоко владеет как кулинарными вопросами, так и фотографическими. По причине отсутствия в Петербурге фуд-стилистов достойного уровня подготавливать блюда к фотосъёмке приходится силами сотрудников ресторана.
Грамотное использование света – основа мастерства фотографа. Свет помогает подчеркнуть форму и цвет продуктов, акцентировать внимание зрителя на нужных деталях и спрятать те, которые могут отвлекать. Эта картинка сделана с нарушением многих канонов – обратный, контровой свет помог выделить игру света на гранях кубиков льда в толще стаканов, цвет напитков на фотографии получился ярким и насыщенным:
|
|
Фотосъемка еды редко исчерпывается собственно предметной съёмкой для меню и каталогов. Опытного, доказавшего высокий уровень профессионализма фотографа часто приглашают фотографировать для рекламы – а это задача, прямо скажем, ответственная.
Если фотосъёмку блюд для иллюстрации меню можно назвать хоть и творческой, но всё-таки рутиной, то при рекламной съёмке от фотографа и дизайнера ждут определённый уровень креативности, умения создать то, чего ещё не было.
К сожалению, сфотографировать можно не всё – у фотографии есть свои определённые законы и возможности, которые отнюдь не безграничны. Но то, что нельзя сфотографировать, можно "нарисовать светом"!
Техника светографики, или световой кисти получила заметное развитие в профессиональных и любительских круга в последние несколько лет. Методика заключается в том, что фотограф "рисует светом", создавая свой собственный, неповторимый рисунок. Здесь мы ограничены только своей фантазией. На длительной (до нескольких минут) выдержке фотограф освещает нужные участки составленной композиции, "пряча в тени" те, которые могут отвлекать. Световая схема составляется заранее, с учётом композиции будущей фотографии, техзаданием заказчика и общей рекламной концепцией.
С учётом собственной практики и опыта многочисленных коллег могу утверждать, что рекламная фотосъёмка кулинарных блюд и продуктов питания – как раз тот случай, где новая перспективная технология уместна и оправдана.
* – на фото – рекламный этюд с применением методики светографики для иллюстрации отраслевого журнала. |
|
|
|
Далеко не всегда от профессионального фотографа заказчик ждёт неуёмного креатива – порой требуется показать продукты "как есть". Разумеется, в рамках этого задания нужно отработать предельно качественно; съёмка блюд японской кухни – задача непростая. Для контроля цветопередачи на всех этапах фотограф применяет вспомогательные приспособления – серую и цветную шкалы, лайткуб, предметный столик.
Пример фотосъёмки роллов для иллюстрации меню и рекламных материалов ресторана японской кухни:
Перед фотографом заказчик нередко ставит целый ряд смежных с предметной фотосъемкой еды рекламных и презентационных задач, направленных на рекламу и раскрутку его заведения – например, фотосъёмку интерьеров ресторана, репортаж с проводимых там корпоративных мероприятий, изготовлением виртуальных панорам.
|
Следующий пример съёмки кулинарных блюд демонстрирует важность правильности выбора световой схемы. Ранее приглашённый для фотосъёмки еды фотограф привёз с собой и установил целую передвижную фотостудию – осветители, фоны, лайтдиски. Результат оказался печальным – полностью "выбитые" в светах картинки, "проваленные" тени, невнимательность к композиционной составляющей, неопрятную перспективу. После предварительной оценки световой обстановки (ещё до выезда на объект) было принято решение использовать минимальный и достаточный в данной ситуации набор оборудования – белый световой куб, матовый гибкий отражатель и бумажный фон. Освещение использовалось только естественное, а благодаря лайткубу удалось смоделировать мягкое, почти бестеневое освещение – продукты питания и блюда (салаты, закуски, супы, горячие блюда и десерты) смотрятся на фотографии аккуратно благодаря оптимальному контрасту, насыщенным адекватным цветам. Цветопередача при съёмке корректировалась с использованием серой шкалы, постобработкой в RAW-конвертере.
Фотосъёмка блюд меню для рекламы ресторана восточной кухни "Азиана" в ТРК "Южный полюс", Санкт-Петербург, 2011 г.:
При фотосъёмке еды фрагментарная подача порой более выигрышна и эффектна, чем вид блюда целиком. На фотографии в любом случае понятен состав блюда (запечённые в соусе спайси мидии), но внимание клиента ресторана не отвлекает большое белое и неинформативное поле тарелки:
Разумеется, фотограф выбирает композиционное решение под каждое конкретное блюдо, руководствуясь поставленной задачей, собственным опытом предыдущих съёмок продуктов питания, традициями национальной кухни и рекомендациями повара:
В случае фотосъёмки блюд "диковинной" кухни (как правило, по заказу владельцев ресторанов национальной кухни - японских, корейских, тайских) фотографу легко удаётся создать привлекающие внимание зрителей картинки - соловьиные язычки на масле баобаба или змеи в молодом бамбуке сами по себе смотрятся необычно. Задача значительно усложняется, когда требуется сфотографировать еду, привычную всем с детства; фотосъёмка таких продуктов и блюд требует изобретательности, чтобы традиционная еда на рекламных фотографиях не выглядела слишком банально.
Пример: фотосъёмка блюд меню для сети ресторанов "Мясопотамия" в Санкт-Петербурге, 2011 г.:
Приличное разрешение исходных снимков позволяет иллюстрировать не только меню и каталоги, размещать фотографии на сайте ресторана. 8-10 Мпикс позволяют качественную печать журнальных разворотов, а при содействии толкового дизайнера и создать достойную наружную рекламу, постеры и баннеры.
Конечной целью фотосъёмки продуктов питания являются различные рекламные задачи. Иногда фотография кулинарного блюда, выполненная по заказу компании-производителя (предприятия питания, ресторана) может быть самоценна и использоваться в оригинале "как есть". Но чаще фотограф создаёт иллюстрацию – образ продукта питания, с которым в дальнейшем кропотливо работает дизайнер. На фото: пример фотосъёмки продукта (мягкие сыры) по заказу дизайнера. Конечная цель – создание эффектной упаковки для новой линейки продуктов.
Пример фотосъёмки десерта для иллюстрации меню ресторана азиатской кухни:
|
Материалы по теме: |
|
Моё интервью "Пятому каналу" о хитростях профессиональной рекламной фотосъёмки продуктов питания: |
Фотосъемка еды и напитков может преследовать разные цели – создание идеального образа продукта, наглядность блюда в меню, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Передать вкус на фотографиях – непростая, но интересная задача для профессионала.
Заказчиков, заинтересованных в качественной фотосъёмке продуктов питания, я приглашаю к сотрудничеству.
Предлагаю вниманию владельцев кафе, ресторанов и редакций печатных изданий услуги предметной фотосъёмки кулинарных блюд для меню и каталогов.
С уважением, Дмитрий Песочинский, фотограф в Санкт-Петербурге.
|
|
Внимание! Договариваться о
предметной фотосъемке продуктов питания желательно не позднее, чем за 2-3 рабочих дня до предполагаемой
даты фотосессии.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
2003-2017 © Дмитрий Песочинский, все права защищены
Фотосъемка в Петербурге. +7
921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка,
фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами.
Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный
фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать.
Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей.
Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные
сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и
составление фотобанка. |