"Фотофиксация этапов строительства ". |
Дмитрий Песочинский, фото автора. |
Частая задача практикующего фотографа, работающего по заказам строительных компаний – фотофиксация этапов строительства. Такие картинки пригодятся заказчику для размещения на сайте и непосредственной демонстрации покупателям жилья, озабоченных судьбой вложенных денег.
Основные заказчики — строительные компании, занимающиеся возведением жилых и промышленных зданий. В результате ежемесячной съемки здания в течение всего срока строительства виден процесс в динамике – краны вертятся, этажи растут, сроки новоселья приближаются. Из отдельных картинок, которые фотограф привозит со стройки раз в месяц, можно склеить даже мультик, эффектную flash-анимацию – дом будет буквально расти на глазах. Эту методику правильнее называть цейтраферной, или интервальной съёмкой, но пугать клиента хитрыми немецкими словами незачем, представители рекламных отделов строительных компаний обычно не хуже вас знают, что хотят получить от фотографа.
Пример фотосъемки строящихся зданий с коррекцией перспективных искажений. Заказчик: интернет-портал www.domkontrol.ru (мониторинг объектов жилищного строительства.
Излишнего креатива старайтесь не проявлять – фотосъёмка строительства, а особенно данная её разновидность – это чисто техническая съёмка, и у неё есть свои жёсткие правила. Во-первых, в первый же выезд на объект проявите максимум внимательности – однажды выбранные точки съёмки впоследствии уже не поменять, на этих пятачках вам придется крутиться пару лет. Обязательно поинтересуйтесь этажностью будущего здания – если вы плотно впишите в границы кадра построенные полтора этажа, то тридцатиэтажный небоскрёб в эти самые границы никак не войдёт, вам придётся использовать более широкоугольный объектив, отходить на полкилометра, в общем, всё пропало – фокус не удался. Учитывайте сезонность – январским утром ветви деревьев ничуть не мешают, но в конце мая с этой же точки за плотной молодой листвой не будет видно вообще ничего. Старайтесь выбирать одинаковую погоду – либо всегда солнечную, либо одинаково облачную. Конечно, петербургским фотографам данный совет покажется издевательством – попробуй-ка, найди в декабре солнечный день. Но мечтать ведь не запретишь. И наконец – постарайтесь мыслить временными категориями, сверяясь с планами строителей. Если вы целый год фотографировали здание с определённой точки, то на второй год перед вами вполне может вырасти трансформаторная будка, и переносить её по вашей просьбе никто не станет. В общем, в самом начале работ проявите максимум смекалки и внимания – дальше будет проще. Не ленитесь брать на съёмку распечатки с предыдущих фотосессий, так легче повторить ракурс, что позволит значительно сократить время по последующую подгонку картинок в фотошопе.
К вопросу выбора фототехники стоит подходить, как и всегда, вдумчиво. Технические требования к подобной съёмке невысоки, но они есть. Это, прежде всего, правильная геометрия фотографий и уважительное отношение к законам перспективы. Конечно, для общего представления фотографу неплохо прочитать книжку Б.В. Раушенбаха "Общая теория перспективы" и вечерок порисовать в тетрадке наглядные примеры из собственной практики. Но во времена, когда даже дясятистраничную инструкцию к собственной фотокамере способен прочитать не каждый, на такой подвиг рассчитывать не приходится.
Обозначить проблему легко простым примером. Фотограф стоит на улице перед двадцатиэтажным зданием. Высота дома составляет 60 метров, расстояние от фасада до фотографа — те же 60 метров. Отойти, как подсказывает элементарная логика, можно не всегда — куда ж вы уйдёте дальше здания напротив? Картинка получается простая, понятная даже третьекласснику и известная со времён Пифагора (квадрат гипотенузы получившегося треугольника равен сумме квадратов катетов): расстояние до фотографа до низа фасада примерно в полтора раза меньше, чем до последнего этажа. Соответственно, низ здания будет шире, чем его верх. На фотографии вполне приличный дом, которым так гордится заказчик, застройщик и генподрядчик, превращается в Пизанскую башню, готовую завалиться назад:
|
|
В первом случае фотограф находится недалеко от здания, и расстояния от камеры до низа и верха фасада значительно отличаются. Дом стоит прямо исключительно благодаря колдовству в фотошопе. На втором примере фотограф снимает издалека - здание строит ровно и ничего править не нужно.
Есть ли решение проблемы? Его надо найти — за это нам и платят. Самым простым вариантом было бы отойти на заметное расстояние до объекта съёмки, уравнивая гипотенузу и катет. Мечтать фотографам не запретишь, но реальность жестока — отойти зачастую просто некуда, везде дома, подъёмные краны и заборы стройплощадки.
На помощь фотографам приходит фотошоп. В любых версиях программы, начиная с 3.0, есть инструмент коррекции перспективы. При работе в современных версиях (CS2, CS3) не следует забывать, что при коррекции перспективных искажений нужно восстановить и линейные пропорции, чтобы здание визуально не стало ниже. Последующую обработку всегда держите в уме ещё на этапе фотосъёмки зданий, оставляя пространство у границ кадра; кадрировать успеете всегда, а слишким тесно скадрированную фотографию будет уже не спасти. И не переборщите — на фотографии идеально параллельные боковые стены небоскрёба, до которого сорок метров, смотрятся тоже плохо. Перспектива нужна обязательно, всё дело в том, насколько аккуратно выглядит ваша картинка.
Пример практического применения инструмента коррекции перспективных искажений. Очевидно, второй снимок смотрится намного аккуратнее.
Ещё одна проблема, с которой обязательно столкнётся фотограф, снимающий строительство — широкие и высокие здания просто не помещаются в границы кадра, какой бы широкоугольный объектив ни использовался. Не старайтесь любой ценой "впихнуть невпихуемое", отдельные фрагменты фасадов зданий порой смотрятся вполне выигрышно. Но при фотофиксации этапов строительства заказчик хочет видеть весь дом целиком. Выход есть — панорамная фотосъёмка. Задача это непростая, но открывающиеся перед фотографом горизонты вполне оправдывают труды по освоению передовых методик. Панораму на сегодняшний день можно склеить какую угодно — хоть сферическую, на которой будет видно вообще всё вокруг. Но я бы остановился на цилиндрическом представлении — ещё комфортная глазу, картинка позволит обозревать пространство до 180 градусов от наблюдателя.
В случае применения методов панорамной съёмки фотограф решает сразу две задачи — большинство панорамных программных пакетов имеют возможность коррекции перспективных искажений; ваш дом на фотографии не будет падать, вызывая справедливое недоумение строителей и покупателей жилья.
Как выбрать фототехнику под данную задачу? Руководствуйтесь здравым смыслом — таскать форматный Синар представляется пижонством – просто незачем. Несколько моих коллег, располагающих вполне приличным парком камер и оптики, на такую съёмку берут "мыльницу" — компактную камеру, без труда влезающую в карман. Съёмка производится не спеша, в светлое время суток, и любая камера в таких условиях с задачей справляется без труда. Я лично не столь прогрессивен и обхожусь полноценной цифровой зеркалкой — на компактную камеру просто не установить широкоугольный объектив. В остальном требования распространяются не на технику, а на самого фотографа. Не забывайте о ровном горизонте, компоновке кадра, правильной экспозиции.
|
Впрочем, иногда c тем же зданием можно и похулиганить :)
Задача фотофиксации этапов строительства в практике профессионального фотографа нередка, особенно в крупных городах страны. На западе ежемесячные фотоотчёты о ходе возведения домов считаются вообще обязательными, а картинки выкладываются на сайте строительных компаний. Подобная тенденция начинает наблюдаться и у нас; кроме сайтов застройщиков, существуют даже специальные порталы, где покупатели жилья могут посмотреть, на какой стадии готовности находится их дом.
Творчества в этой работе немного, но проекты попадаются перспективные, долгоиграющие – за неделю дом не построишь, вы будете обеспечены работой годами. Главное – делать её качественно, и тогда съёмку нового дома строители тоже поручат вам.
перейти к списку статей...
© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
Фотосъемка в Петербурге. +7
921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка,
фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами.
Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный
фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать.
Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей.
Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные
сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и
составление фотобанка. |
|