"Как хранить фотографии. Опыт практикующего фотографа". |
Дмитрий Песочинский, фото автора. |
Ничто не вечно под Луной, а уж в корпусе компьютера – тем более. Сохранить архив фотографа – задача первоочередная. Небрежность в данном вопросе может сильно ударить по кошельку, а порой и привести к потере перспективного заказчика.
После нескольких лет продуктивной работы у фотографа неизбежно накапливается внушительный архив иллюстраций. Чем бы фотограф ни занимался – репортажной фотосъёмкой различных мероприятий, предметной съёмкой для каталогов, даже фотосъёмкой корпоративных праздников – фотографии крайне желательно хранить некоторое время; как минимум, до сдачи заказчику и оплаты результатов труда. Капут диску или флешке может прийти неожиданно, что сплошь и рядом и происходит. Весьма обидно потратить шесть часов на фотосъёмку конференции или семинара, а потом целый день на обработку фотографий, и принести в офис диск, который, оказывается, не читается. Кроме того, что вы совершенно справедливо не получите своих честно заработанных денег, отношения с заказчиком смело можно считать испорченными навсегда – заказчику неинтересна статистика брака CD-R болванок. И он прав, этот чёртов заказчик! Кто виноват? Однозначно, виноватым окажетесь вы.
Кроме краткосрочного хранения фотографий до сдачи клиенту, перед фотографом стоит задача хранения долгосрочного. Срок хранения составляет года, некоторые картинки имеет смысл хранить вечно. И речь не о шедеврах, место которым в музее, вовсе нет. Фотограф создаёт летопись эпохи, как бы пафосно это ни звучало. Сегодня вы снимаете матч любимой футбольной команды, и похожими фотографиями пестрят первые полосы всех газет. Но как знать, вдруг спустя тридцать лет именно ваши картинки окажутся единственными их сохранившихся. Завтра вам предстоит снимать молодёжный конкурс скрипачей, и уровень мероприятия нельзя назвать даже муниципальным. Но вдруг один из участников станет всемирной знаменитостью? Вы же не исключаете такой вариант, правда? Перед объективом ленинградского фотокорреспондента Юрия Щенникова состав "Зенита" оказывался много раз, и снимки сложно было назвать уникальными – вокруг всегда крутилось множество коллег из различных изданий. Но так случилось, что к 25-летию победы команды в чемпионате СССР подборка Юрия Николаевича оказалась наиболее полной из сохранившихся. И она опубликована спустя десятилетия!
|
К вопросу надёжности хранения фотографий: попробуйте быстро повторить, например, эту фотографию.
Как знать, вдруг и вы создадите уникальные фотоматериалы, аналогов которым нет. Проект высотной фотосъёмки "Петербург: 300 метров над землёй" создавался заодно с решением текущих рекламных и репортажных задач. Мне по работе приходилось летать над Питером на вертолёте десятки раз, каждый вылет я пытался запечатлеть с неба и свои любимые места. И вдруг обнаружилось, что моя подборка видов Петербурга с неба оказалась наиболее полной из представленных когда-либо широкой публике. По результатам этих съёмок были проведены две персональные фотовыставки, вызвавшие заметный интерес у СМИ и петербургских ценителей фотографии. А если бы я не сохранил эти картинки сразу после полётов? Повторить "на бис" многие из них было бы просто невозможно.
|
Абсолютный питерский эксклюзив: единственная в истории фотография парада Победы на Дворцовой площади с неба. Редкие фотографии, которые сложно или невозможно посторить, следует хранить особенно тщательно, забыв об экономии на носителях информации.
Примеров можно привести десятки, но основную мысль сформулирую кратко – что будет спустя 10-20-50 лет, не знает никто. И ваши фотографии со временем вполне могут приобрести некую историческую ценность, о чём вы сейчас даже не догадываетесь. Так что сохранить их, однозначно, надо.
Во времена химической фотографии хранение тысяч плёнок и десятков тысяч отпечатков можно было назвать серьёзной проблемой – большинство фотографов живёт не во дворцах, а складировать кубометры лавсана и бумаги весьма чревато для счастливой семейной жизни. В эпоху "цифры", когда на обычный диск помещается много сотен оригиналов в полном разрешении, требуемой для хранения площадью можно пренебречь вовсе. Но появляются другие сложности, которые фотографу приходится учитывать в своей работе.
Выбор носителя. Относительно недавние собственные рекомендации (глава "Фотоархив, работа с фотобанками" книги "Фотография как бизнес") пора уточнить и дополнить – в компьютерном мире, как и в мире фотографии, всё меняется весьма динамично. Вариант хранения фотографий на компакт дисках (речь идёт о DVD, т.к. CD-диски объёмом в 700 Мб для современных объёмов всё-таки малы) вполне неплох, но диски, как показывает статистика, тоже подвержены старению. Часть из них спустя десять лет окажется нечитаемой, пусть даже и совсем небольшая часть.
Дублирование. При выборе варианта с DVD крайне рекомендуется записывать информацию на два диска сразу, причём "болванки" лучше использовать разных производителей – какой-нибудь диск да и выживет. На дисках экономить не следует, разница в десять рублей между диском известного производителя и подвальным "noname" совершенно не стоит головной боли фотографа при выходе диска из строя в самый неожиданный момент. Тем более, момент этот предсказать нереально, и это неприятно вдвойне. Большинство программ для записи (рекомендую проверенный вариант Nero) позволяют провести т.н. верификацию, когда сразу после записи запускается процесс сверки записанного с оригиналом. Как было указано выше, сразу же стоит продублировать информацию на второй диск другого производителя. Если вы никуда не торопитесь, то записывайте на небольшой скорости, не гонясь за рекордами – так надёжнее.
|
Накопители на жёстких магнитных дисках, известные всем как винчестеры, кажутся сложными и хрупкими изделиями, но статистика отказов говорит об обратном – современные HDD можно назвать устройствами вполне надёжными. Разумеется, простые правила обращения с ними следует выполнять неукоснительно, особенно это касается отсутствия ударов и падений. Внешние винчестеры, выполненные в собственном небольшом корпусе с блоком питания и контроллером, купить можно везде, стоимость их не намного выше стоимости винчестера внутреннего, а иногда и равна ей. Стандартным на сегодняшний день объемом можно назвать объём в 2 Тб – этого объёма фотографу хватит очень надолго. Если к делу подходить серьёзно, то винчестера купить тоже следует два. Дело не в жадности, а опять же, в дублировании информации. Как любое электронно-механическое устройство, "винт" может умереть, и слезами (как и помощью специалистов по восстановлению информации) поправить дела удаётся не всегда. Вероятность же гибели двух дисков одновременно крайне мала, и в математике такие величины называют мнимыми. Хотите спать спокойно – заплатите дважды, это совсем недорого.
При особой паранойе по поводу ваших шедевров можно копировать информацию и на DVD-диски, и на винчестеры. В числе дополнительных плюсов последних – простота контроля состояния, т.е проверить исправность и даже спрогнозировать возможный скорый выход из строя довольно легко. Просмотреть же раз в год все компакт-диски на предмет ошибок на практике нереально.
Хранение носителей. Важный, но часто упускаемый фотографами из виду момент. Любая вещь требует определённых условий хранения, но носители информации капризны особо. Диски, например, не любят солнечных лучей, влажности, перепадов температуры, а винчестеры очень боятся ударов и сотрясений. Что толку от двух копий на двух винчестерах, если вы одновременно уроните их на кафельный пол с высоты двух метров? Вывод, подтверждённый кучей служебных инструкций массы вполне серьёзных организаций – дублирующие носители информации следует хранить в разных местах. Не пренебрегайте этим несложным правилом, пусть даже речь идёт о пределах одной квартиры или дома. Можно иметь хоть двадцать копий, но пожар (тьфу три раза через левое плечо) уничтожит их одновременно очень легко. Если есть возможность, то копии вашего фотоархива или фотобанка обязательно храните в разных местах.
|
Важно! Для сохранения результатов фотосъёмки продолжительное время о "флешках" следует забыть напрочь. Потеря невелика – объёмы самых современных flash-накопителей несравнимы с объёмами HDD, а надёжность ниже во много раз. Помните, что "флешки" пригодны лишь для оперативной переноски небольших объёмов информации, но для надёжного хранения фотографий они не подходят абсолютно. |
Давайте посмотрим, как всё происходит на практике. Для пущей конкретики рассмотрю свой собственный вариант сохранения архива.
1. Фотоархив на рабочем компьютере. Удобен для оперативного доступа (сформировать подборку видов Санкт-Петербурга для фотобанка, быстро найти репортажную съёмку, результаты предметной фотосъёмки для заказчика, обработать недавнюю фотосъёмку корпоратива и т.п. текущие задачи). Очевидные недостатки – постоянная круглосуточная работа диска (лимит ресурса), уязвимость для вирусных атак.
2. Копии на дисках. Хранятся вместе, что совершенно неправильно (см. выше). В самое ближайшее время первые копии заберу домой, вторые оставлю на хранении в прежнем месте. В коробку каждого диска вложена обложка с перечнем содержимого.
3. Копии фотоархива на внешних HDD. Хранятся в разных местах, применены накопители разных изготовителей. Контроль состояния в среднем раз в 4-6 месяцев. Приобретены специально для хранения фотографий в 2009 году, неисправности пока не обнаружены. Работают редко, ресурс в таком режиме можно считать бесконечным.
4. Внешний диск, подключенный к бытовому медиаплееру. Полная копия архива фотографий за все года. Без этого варианта фотограф вполне может обойтись, просто оказалось очень удобно смотреть фотографии на большом телевизоре. Доступ – по FTP через домашнюю сеть, при закачке больших объемов можно использовать usb-интерфейс. Запасной вариант, на любителя, но лишним не будет.
В случае с винчестерами есть смысл хранить также и другую информацию, необходимую в работе фотографа – деловую переписку, копию телефонной книги, базы сообщений почтовой программы (по сути, тоже переписку с клиентами и заказчиками фотографа), инсталляторы наиболее востребованных программ, копии сайта фотографа и т.д. – благо, свободный объём это легко позволяет.
|
В ряде случаев потеря фотографий не только расстроит владельца, но может и сильно ударить по кошельку. Фотографии из архива составляют определённую долю дохода фотографа, и хранить картинки фотографу-профессионалу следут особенно бережно.
Контроль сохранности. Вопрос самоорганизации и дисциплины, а в случае с компакт дисками – и терпения тоже. Не ленитесь раз в полгода хотя бы выборочно просмотреть структуру папок и чтение некоторых файлов, запустите программу контроля накопителя. В случае малейших намёков на неисправность замените винчестер на новый, скопировав информацию с исправного второго HDD.
Поиск нужных фотографий. Ориентироваться в таком объёме информации весьма нелегко (за годы работы у фотографа, особенно репортажного, набирается колоссальное количество фотографий, и спустя даже полгода вы просто не вспомните, что и где искать). Например, в части архива за 2008-2013 гг. у меня на сегодняшний день насчитывается 2587 папок и 163 522 файла, подавляющее большинство из которых – фотографии. Суммарный объём только этой части моего фотоархива – 313 Гб. Не надеясь на специализированные программы для фотографов – каталогизаторы, я просто называю директории таким образом, чтобы средствами поиска самой системы можно было найти нужный репортаж. В наименовании папки хорошо использовать те слова, которые вы, предположительно, введёте в поле поиска, а также дату съёмки.
Примеры:
Завод Вертикаль – доска почета – 18 декабря 2007
Купчино с высоты – Дунайский_55 – 15 сентября 2008
Клиника РАМИ – пластическая операция и интерьерная съёмка – 22 мая 2009
Армия – репортаж – аэродром Сиверская – 67-й БАП – 21 сентября 2009
Порт Усть-Луга с вертолёта – 21 июля 2010
Ника – JUNWEX – репортажная фотосъёмка – выставка в Ленэкспо – 2 и 4 февраля 2011
Конгресс Безопасность на дорогах – Таврический – 28 сентября 2012
Кардиологическая конференция – Прибалтийская – 24 мая 2012
Разумеется, по этим названиям вы вряд ли точно представите, что я фотографировал. Но мне всё предельно понятно, и это главное. Именно эти слова я, предположительно, и введу в поиск, когда мне потребуются картинки с данных мероприятий. Думаю, любой фотограф сможет назвать папки своего фотоархива удобным именно ему образом.
|
В каком формате хранить? Дело вкуса и индивидуальных предпочтений. Я лично храню фотографии в графическом формате JPEG, что видится оптимальным решением для большинства случаев. Но не следует забывать и о формате RAW – с камеры в компьютер я переношу именно его для последующей обработки фотографий. RAW-формат изображения является наиболее универсальным, предполагающим относительно безболезненное изменение многих параметров "задним числом". Но и объёмы файла больше в несколько раз, т.ч. я сохраняю в нём результаты наиболее важных и ответственных съёмок, остальное – только в JPEG.
Стоит ли хранит всё подряд, или выбирать для постоянной "консервации" лишь результаты наиболее интересных съёмок? Решать только вам. Но я приведу два примера, которые помогут вам ответить на этот вопрос.
Перед Новым годом мне позвонил редактор одного дружественного журнала с просьбой оперативно подыскать фотографии главы района у ёлки. В многолетнем архиве администрации такой картинки просто не нашлось, так бывает. Заменить картинку чем-либо просто невозможно, иллюстрировать необходимо вполне конкретный материал – в Яндексе не найдёшь, это не президент страны. Сфотографировать руководителя «по-быстрому» тоже оказалось нереально, герой благополучно смотался подальше от цивилизации, обещав вернуться спустя неделю. Само собой, фотографию чиновника в костюме перед новогодней ёлкой хранить "для себя" мне бы и в голову не пришло. Но именно многолетний опыт работы с городскими СМИ научил меня – понадобиться может что угодно и в любой момент. Радости редактора не было границ.
Хранить дома фоторепортаж с церемонии открытия цеха областного завода по производству цемента нормальному человеку, вроде бы, тоже совершенно незачем – сдал работу и забыл, так? Но к моменту выпуска юбилейной книжки на предприятии обнаружилась неприятнейшая штука – фотоархив компании, создававшийся и хранившийся 15 лет с момента основания, погиб скоропостижно и окончательно, реанимации не поддаётся. Админ был приговорён к высшей мере дисциплинарного взыскания без вазелина, начальник pr-отдела услышал на ковре в свой адрес много приятных слов. Однако, фотографии от этого волшебным образом не ожили. Единственное разумное решение – лихорадочный обзвон всех приглашённых за годы на завод фотографов – дал весьма относительный результат: в полном объёме сохранились репортажи и результаты фотосъёмки производства завода только у меня одного! Надо ли объяснять, что помимо приятной неожиданности – премии (мне показалось тактичным попытаться от неё отказаться, но сумма на банковскую карточку всё равно оказалась перечисленной) – я получил некий кредит доверия как к профессионалу, которому можно доверять важные съёмки и в дальнейшем?
Несомненно, толковый компьютерщик расскажет фотографу про райд-массивы и еще множество полезных хитростей, пригодных для сохранения многолетнего фотоархива. Но общую мысль можно сформулировать просто – больше копий, разнообразнее носители, бережнее хранение в разных местах, обязательный периодический контроль сохранности фотографий. Соблюдение этих простых правил позволит хранить фотографии долго и надёжно.
перейти к списку статей...
© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.
Контакты
... Портфолио
... Обо мне
... Сайт фотографа
Фотосъемка в Петербурге. +7
921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка,
фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами.
Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный
фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать.
Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей.
Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные
сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и
составление фотобанка. |
|