Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге

Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

 

"Профессия фотограф - вчера, сегодня, завтра". Наталья Новикова, факультет истории и мировой культуры СПбГУКИ, 20 04 2010 г.
Интервью с Дмитрием Песочинским, известным в Санкт-Петербурге фотографом.


Дмитрий, сегодня мы наблюдаем бум интереса к фотографии. Снимают все – от мала до велика. Наверняка, любителям этого искусства будет интересно узнать некоторые подробности о буднях профессионального фотографа, а может даже секреты мастерства. Я сказала – любителям искусства, но все же хотелось узнать ваше мнение.

1) Фотография – это искусство или техника?

-Думаю, искусство, выраженное техническими средствами. Принципы схожи с живописью, с изобразительным искусством вообще, но вместо кисти используется фототехника.

2) Как Вы относитесь к популяризации фото? Многие сегодня имеют дорогостоящую профессиональную технику, снимают самостоятельно и уже поэтому считают себя фотографами. Справедливо ли это?

- Согласно формулировке, фотограф – человек, который делает фото.
Если вы взяли в руки камеру и нажали на кнопку – вы уже фотограф.
Но есть любители и профессионалы. Любитель снимает для себя, профессиональный фотограф снимает, чтобы заработать. При этом у любителя фотографии могут быть лучше, т.к. он делает для себя, для своего самовыражения, а не на заказ.
Путаница возникает тогда, когда при виде хорошей фотографии говорят – о, это профессиональное фото! Это не факт.
Если хотите похвалить фотографа – скажите «мастер», «мастерское» фото. Профессионал – не комплимент.
А популяризация фотографии - естественный процесс в связи с распространением цифровой техники. Фотография стала технически простой, но качество в сравнении с 50-ней давностью не стало лучше. Даже наоборот.

3) И все-таки, зачем тогда нужны профессиональные фотографы, если любой человек, любитель, может снять приличного качества фото?

- Хм. Приведу пример. У каждого человека есть авторучка, он знает буквы, но писателем от этого он не станет. То же с фотографией.
У любого школьника камера позволяет снимать больше и лучше, чем профессиональная камера 40 лет назад.
Раньше фотография была сложным процессом – проявление, глянцевание, масса всего. Если человек шел на это, то как минимум ходил в фотокружок, читал книги, интересовался художественной составляющей.
Сейчас все элементарно, и никто не углубляется. А профессионал обязан. И конечно же, фотограф просто обязан уметь видеть красоту. Вот Вы, скажем, красивая женщина, и я не могу это не отметить и не сообщить Вам (смотрит в глаза, смеётся).

4) И все же, при всей элементарности современной техники, произошло масса изменений в технологии фотографии не только в сторону упрощения, но и в сторону усложнения. Фраза «нажмем кнопку и вылетит птичка» уже не актуальна?

- Да, фотография развивается в соответствии с общемировыми тенденциями. Теперь можно заставить вылететь более причудливую «птичку». Конечно, появился целый ряд инноваций. Каждые несколько лет появляются новые формы подачи фотографии. Например, несколько лет назад появились панорамы, виртуальные сферы, которые с помощью ПК и интернет позволяют на одной «картинке» передать все пространство целиком. Покрутив такую «картинку» «мышкой», получается полный эффект присутствия. Интерактивная технология, о которой совсем недавно и мечтать не могли. Здесь не нужно выбирать ракурс, но зато огромные требования к выбору точки съемки. А дальше кропотливая работа с технологией обработки снятого.
Пройдет еще какое-то время, появится то, о чем сейчас мы даже не догадываемся. И фотографу приходится осваивать новые технологии, быть в курсе событий.

5) Действительно, ничто не стоит на месте. Сама фотография, в частности, также оказывает влияние на некоторые сферы деятельности. Например, на изобразительное искусство. Как Вы относитесь к такому направлению, как гиперреализм? Это полная иллюзия передачи реальности на холсте, но это не фотография.

- Будучи фотографом, я вижу в этом некоторую иронию, порой даже пародию на фотографию. Действительно, картину порой трудно отличить от фотографии. Возможно, это имеет право на существование. И все же для меня это сродни цирковой забаве, или необычному механизму.

6) Однако, и фотография заимствует у живописи некоторые приемы? Например, техника световой кисти позволяет сделать фотографию буквально в духе голландских мастеров или караваджистов.

- Да, действительно. Светографика, или световая кисть, как ее называют, специфическая и очень интересная техника. На длительной (до минут) выдержке специальным фонариком или другим источником света создают собственный световой рисунок, что недостижимо другими средствами. Фотограф буквально рисует светом! Наиболее частое применение данной техники – натюрморты, рекламная фотосъемка. Портреты больше как эксперимент любителей.

7) Фотография дает большой простор для творчества. Как любая сфера деятельности, это понятие весьма широкое. Может ли фотограф быть универсалом, или же лучше придерживаться к-л. специализации?

- Лучше или нет, каждый решает для себя. Есть фотографы высокого уровня. Но фотосъемка ню и химического завода – различные вещи.
Законы, конечно, общие – композиция, умение смоделировать свет. Понятно, что принцип золотого сечение работает везде. Но специализация есть у большинства. Человек может лучше всех снимать свадьбы, но репортаж про войну может не осилить. И наоборот. Конечно же, толковые фотографы практикуют комплексный подход к фотосъёмке по коммерческим заказам.
Специализация позволяет добиться больших результатов в конкретной отрасли, но несколько сужает взгляд на мир. В общем, специализация – это ни хорошо, ни плохо. Это данность.

7) Есть ли у Вас специализация?

- Специализация у меня есть. С большим удовольствием фотографирую промышленность, строительство, событийный репортаж, но стараюсь не снимать те же свадьбы.
Почему? Любой человек должен заниматься делом, которое ему нравится. Как говорили древние, гений тот, кто нашел свое предназначение.
Фотография – творческая работа, а без удовольствия не будет результата.

8) Сегодня почти любая деятельность так или иначе связана с коммерцией, профессия фотограф этого не избежала. В бизнесе фотограф является самостоятельной самодостаточной единицей, или нуждается в ком-то для успешного продвижения на рынке?

- Раньше, в общем, тоже был бизнес. Названия поменялись. Фотограф «бомбил» по школам, детским садам, южным пляжам – ничего нового не появилось.
Но все же сегодня фотографу сложно существовать одному. В идеале нужен менеджер, который продавал бы его услуги, организовывал дело, уделял внимание вопросам ценообразования на фотоуслуги. Есть конкретная модель бизнеса фотографа – это студия. Организованная работа людей разных специальностей – фотографов, дизайнеров, пр.
По поводу самостоятельности профессионального фотографа – и да, и нет. Фотография может быть конечным продуктом (в работе с моделями – портфолио, репортажная съемка по заказу организации, конкретного лица и т.д.). Но все больше фотография лишь часть некого готового продукта – СМИ (печатных и сетевых), с которыми работают верстальщик, редактор, типография.
В их руках фотография как кусок мяса для повара – можно сжечь, а можно приготовить вкусную котлету.
То же в рекламе, например. Фотография здесь может быть самоцелью, но с ней работают дизайнеры и др. Т.е. она остается основой, составляющей частью конечного продукта.

9) Какая съемка стала для вас самой ценной, запоминающейся, необычной?

- Запоминаются, прежде всего, событийные фоторепортажи в необычных местах. Например, на стреле демонтируемого крана на Дворцовой площади. Или на пилоне строящегося Вантового моста. Очень запомнилась съемка хирургов в операционной (смеется). Ну, конечно, незабываемы съемки среди взрывов и канонады – репортажи с ночных стрельб на полигонах Ленинградской области.

10) Работа профессионального фотографа – это всегда самые разные ситуации, люди, в т.ч. известные. Бывали ли курьезные случаи во время съемок?

- Да, вся работа фотографа – сплошной курьез (смеется).
Приходилось работать с актерам театра и кино, политиками - от мэра города до председателя Совета Федерации. В силу моей специфики, опять же, не снимал много интервью.
Особенно интересно снимать было Юрия Стоянова, Николая Фоменко. Те, кто интересен и как человек, и как модель – колоритный типаж, харизма.
А случаи… Был забавный случай, когда снимали муниципального депутата, у которого оказалась не готова прическа. Отлучился почему-то на кухню, чтобы навести марафет и причесался вилкой. Вообще, мужчины гораздо трепетнее оносятся к своей внешности. Опять же, во время съемки председателя правления одного известного банка – вполне себе симпатичного мужчины средних лет, пришлось 40 минут ждать, пока он крутился перед зеркалом, сомневаясь в своей прическе, звонил жене, мучил секретаршу допросами о свое внешнем виде. В итоге сделали несколько кадров, и он сказал, что больше времени нет, уже пора.
Да много всего бывает. Профессия фотографа и опасна, и трудна (смеется). Вот падал с брони танка – ни царапины. А недавно в теплом офисе в поисках удачного ракурса, оперевшись на стол, полетел вместе со столом, монитором компьютера, аппаратурой. Отделался многочисленными ушибами, тяжкими ранами и не менее многочисленными взглядами сочувствующих сотрудниц офиса (смеется).

11) Видите, есть все-таки в профессии фотографа и приятные моменты. Съемка, от которой вы не сможете отказаться ни при каких обстоятельствах – есть ли такая? Если хотите, съемка-мечта.

- Если проект интересен – буду обязательно.
А вообще, мечтаю полетать над городом, поснимать с вертолёта Петербург, как я его вижу. Петербург закрыт для полетов, нужны всевозможные разрешения. Но с борта боевых и военно-транспортных вертолетов поснимать уже получилось. Так и запишите – мечты сбываются (смеется).

12) В каждой профессии есть свои Олимпийские игры, свой Эверест. Что для вас Эверест в фотографии? Хотите его покорить?

- Во-первых, у каждого направления в фотографии свой Эверест. У репортажников это World Press Photo, масса конкурсов. Всеобщей Олимпиады здесь нет. О своем Эвересте думаю, вам расскажу в интервью через пару лет (смеется). Вообще, любые награды приятны.

13) Нужно ли фотографу высшее образование для достижения успеха?

- Я считаю, не обязательно. Базовый уровень знаний, в т.ч. технических, необходим. Но 95% - это практика, навыки, опыт.

14) Хотели бы вы открыть свою школу фотографии? Ведь у вас уже 10-летний опыт профессиональной фотосъемки.

Мне еще рано на скамейку запасных. Если и хочется быть тренером, то играющим.
Считаю, что учить можно лишь достигнув совершенства. И учиться есть у кого – у классиков фотографии.

14) Ваш совет начинающему фотографу.

- На ум сразу приходит Маяковский – «Светить всегда, светить везде…»
Да, перефразируя поэта, снимать всегда, снимать везде. А вообще, какой совет? Нравится – делай. Будешь делать хорошо – будешь замечен. Самый главный совет – делай только то, что нравится. Только тогда добьешься высот.
В фотографии надо предельно чётко понимать, зачем ты туда идешь. Если только за деньгами – в соседнюю дверь. Торговать саморезами выгоднее и стабильнее.
Но если делаешь то, что нравится, то и деньги придут.

15) Расскажите анекдот о фотографах.

- Анекдот не могу. Все неприличные (смеется). Вся жизнь фотографа в России – сплошной анекдот. Походите денек с фотографом – будете улыбаться весь год.


Материалы по теме:
- отчётное интервью с фотографом Дмитрием Песочинским по итогам 2013 года.
- страница, посвящённая персональным выставкам высотных фотографий Санкт-Петербурга.

 

Контакты ... Портфолио ... Частые вопросы ... На главную